Образование
#былое

Как при российских императрицах работало «параллельное министерство просвещения»

Это было Ведомство учреждений императрицы Марии, и оно управляло целой сетью благотворительных организаций, среди которых были и образовательные.

Иллюстрация: Wikemedia commons / Colowgee для Skillbox Media

Школьная система дореволюционной России была очень запутанной. Настолько, что параллельно Министерству народного просвещения существовало ещё одно ведомство, занимавшееся в том числе и школами, — Ведомство учреждений императрицы Марии (и это не говоря о том, что собственные школы открывали и другие министерства, например Министерство путей сообщения, а также церковь).

Под управлением Ведомства учреждений императрицы Марии (сокращённо — ВУИМ) находились сотни воспитательных и учебных заведений, некоторые из которых были уникальными. А появилось оно во многом благодаря императрице Марии Фёдоровне — супруге Павла I и матери Александра I и Николая I. Отсюда и его название. Что же это была за организация?

Как появилось и чем занималось Ведомство учреждений императрицы Марии

Ведомство появилось в 1854 году, уже после смерти давшей ему имя императрицы Марии Фёдоровны (её не стало в 1828-м). Вернее, тогда в её честь назвали IV отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Но и оно было создано лишь после того, как императрица умерла. Его организовали для того, чтобы управлять большим количеством организаций, находившихся при жизни Марии Фёдоровны под её личным патронажем.

Это были созданные с благотворительной целью учебные заведения, преимущественно женские, но не только, а также воспитательные дома для подкидышей и сирот (прообраз современных детских домов), больницы, богадельни — приюты для взрослых, так называемые вдовьи дома, где могли получить помощь одинокие нуждающиеся женщины. В 1854 году за Ведомством числилось 236 заведений, а полвека спустя, в 1902-м, их число перевалило за тысячу.

Известно, что в 1909 году на попечении Ведомства находилось более 710 тысяч взрослых и детей. ВУИМ было крупнейшей благотворительной организацией как под патронажем императорской династии, так и в России в целом.

После смерти Марии Фёдоровны сложилась традиция, что ВУИМ всегда находилось в ведении российских императриц. Ведомство возглавляли супруги и Николая I, и Александра II, и Александра III.

Управление системой ВУИМ строилось через различные комитеты и советы. Что интересно, созданы они были по образцу военных учебных заведений. В Учебный комитет входили министр народного просвещения и глава военно-учебных заведений. Они должны были следить за ходом обучения и разрабатывать учебные планы и программы. Императрицы утверждали состав Главного совета ВУИМ и советов отдельных учреждений. Текущим же управлением в разные периоды существования Ведомства занимались статс-секретарь или главноуправляющий.

Школы ВУИМ делились по сословному принципу. Например, согласно Уставу женских учебных заведений ВУИМ 1855 года, существовало три разряда. Чем выше разряд школы, тем более знатного происхождения девочек туда принимали. Соответственно, различались и их программы обучения.

Групповой портрет учениц Смольного института
Фото: «История России в фотографиях»

Содержались заведения ВУИМ частично или полностью на благотворительные деньги. Прежде всего, это были пожертвования самих императриц и других членов императорской семьи, кроме того — дворянских и купеческих сообществ, а также частных лиц. Сверх того, учреждения Марии Фёдоровны получали финансирование из казны — за счёт специальных сборов с увеселений и театров, а также государственной монополии на продажу игральных карт. Часть расходов покрывали своекоштные воспитанницы и воспитанники (то есть воспитанники, за которых платили их семьи).

Кроме того, Ведомство владело имуществом, приносившим доход: собственными предприятиями, кредитными организациями и доходными домами. К 1905 году бюджет ВУИМ превысил 128 миллионов рублей. Для сравнения: бюджет Министерства народного просвещения в 1913 году составил чуть меньше 143 миллионов рублей. Словом, Ведомство императрицы Марии было довольно неплохо обеспечено.

ВУИМ просуществовало до революции. В марте 1917-го Ведомство упразднили, а его учебные заведения передали под управление Министерства народного просвещения, позднее — Наркомпроса.

Как Мария Фёдоровна занялась вопросами воспитания и образования

Вюртембергская принцесса София Мария Доротея Августа Луиза (1759–1828), как и Екатерина II, родилась в Штеттине — тогда этот город относился к территории Пруссии. Огромное количество раздробленных немецких государств были тогда «поставщиками» невест высоких кровей для монарших домов всей Европы.

София, получившая хорошее домашнее образование, не стала исключением: её сосватали за наследника российского престола Павла I. Приняв православие под именем Марии Фёдоровны, как того требовали традиции, она стала женой цесаревича. В браке у них родилось десять детей: больше не имела ни одна августейшая чета в России.

Долгое время Мария (как и сам Павел) находилась в тени правящей свекрови Екатерины II. Супруга наследника не имела никакого веса при дворе и даже не участвовала в воспитании своих старших сыновей, потому что им руководила их бабушка-императрица.

Всё изменилось после смерти Екатерины и восшествия Павла на престол. Уже на шестой день своего правления — 12 марта 1796 года — Павел поручил супруге, с которой к тому моменту прожил 20 лет, «начальствовать над Воспитательным обществом благородных девиц, больше известным как Смольный институт.

На тот момент это было единственное учебное заведение в России, где девочки могли получить среднее образование. Открыла его Екатерина.

С женским образованием в империи к концу XVIII века вообще всё было сложно. Долгое время в среде российской знати пеклись лишь о том, как бы поудачнее выдать девушку замуж, а обучали дочерей обычно дома, как придётся.

Мария Фёдоровна
Изображение: Виже-Лебрен Э., «Большой парадный портрет имп. Марии Фёдоровны», 1799 год / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

В Смольном институте тоже готовили прежде всего будущих «добрых хозяек, верных супруг и попечительных матерей». Там должны были прививать юным дворянкам «правила доброго воспитания, добронравия, светского обхождения и учтивости», а мещанок готовить к исполнению обязанностей гувернанток в дворянских семьях, экономок, мастериц и так далее. Непосредственно образовательная программа была более узкой, чем в учебных заведениях для мальчиков.

Сам институт представлял собой закрытое учебное заведение, куда девочек фактически забирали из семьи в 5–6 лет, а возвращали назад через 12 лет. Так Екатерина II пыталась оградить воспитанниц от разлагающего влияния общества.

Вот такое учебное заведение досталось в управление Марии Фёдоровне. Она сразу начала свою деятельность с реформ, предложив супругу повысить приёмный возраст воспитанниц до восьми лет. Императрица справедливо заметила, что в 5–6 лет девочек рано отрывать от семьи.

Видя увлечённость супруги доверенным ей делом, император Павел уже в следующем, 1797 году передал под её руководство два воспитательных дома — в Петербурге и Москве — со всеми принадлежащими к ним заведениями. Показательно, что император не отменил эти решения, даже когда отношения в браке испортились и супруга оказалась чуть ли не в опале.

Современники описывали Марию Фёдоровну как очень деятельную, думающую, но также и властную, амбициозную женщину, которая обо всём имела своё мнение. Придворный историк Николай Карамзин считал, что она могла бы стать лучшим министром просвещения в России, хотя его мнение, возможно, было пристрастным. Во всяком случае к своим обязанностям императрица отнеслась очень серьёзно: привлекла к делу энергичных и богатых людей, создала собственную канцелярию. В итоге 34 года своей жизни она посвятила женскому образованию и благотворительности в целом.

После убийства Павла в 1801 году Мария Фёдоровна получила титул вдовствующей императрицы и императрицы-матери. Сыновья Александр I и Николай I очень уважительно относились к тому, что она делала, и всячески поддерживали её.

Какие воспитательно-учебные заведения были на попечении Ведомства

В первую очередь Мария Фёдоровна известна своей деятельностью в сфере женского образования. При ней к уже действующим институтам благородных девиц прибавилось ещё около дюжины новых. Некоторые из них поначалу назывались училищами — например, Сиротское училище для дочерей разночинцев, купцов, ремесленников, мещан, священников и придворных (Мариинский институт), училища ордена святой Екатерины в Петербурге и Москве (известные под названием Екатерининские институты) или Девичье училище Военно-сиротского дома (Павловский институт).

Большинство этих учебных заведений располагалось в Санкт-Петербурге и Москве, но были и в других городах империи — Харькове и Полтаве. Также Ведомству вдовствующей императрицы подчинялись училища для дочерей солдат лейб-гвардии и нижних морских чинов в Севастополе и Николаеве.

Всего в женских школах под началом Марии Фёдоровны к концу её жизни пребывало около шести тысяч девочек — примерно половина воспитанниц средних женских школ России. Это было намного больше, чем в начале века.

В 1903 году в ведении ВУИМ открылся Женский педагогический институт — один из немногих в стране вузов для девушек.

В 1797 году при канцелярии Марии Фёдоровной был создан Повивальный институт со школой акушерок, ныне НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отта. Фактически это был роддом — но поначалу лишь на 20 коек. Институт также стал центром акушерского образования России. В него принимали среди прочего молодых девушек из Воспитательных домов, и они находились при Институте на полном обеспечении.

«Ученицы принимаются сюда в возрасте от 14 до 19 лет. Во время обучения воспитанницы посменно ухаживают за беременными женщинами в соседнем со школой родильном доме. По окончании учёбы устраивается очень ответственный экзамен, и девушкам, выдержавшим его, выдаётся свидетельство об окончании акушерской школы. На основании этого документа они могут получить лицензию для работы... Императрица, дабы поощрить к хорошей работе, дарит особо отличившимся выпускницам солидную сумму», — писал граф Федерико Фаньяни, по собственной инициативе посетивший российскую столицу в канун Отечественной войны.

Источник: Фаньяни Ф. Письма из Петербурга 1810–1811. Пер. с итал. И. Константиновой. СПб.: Лики России, 2009.

Поначалу воспитанниц было тоже всего 20, но к 1826 году их числилось в Институте уже 60. Всего Институт за первые сто лет своего существования подготовил примерно 3 тыс. повивальных бабок. Подобные заведения также были созданы ещё непосредственно при Петербургском и Московском воспитательных домах. Так женщины стали приходить и в медицину.

Но хотя ВУИМ и называли «своего рода министерством просвещения для женского пола», занималось оно не только женским образованием.

Самыми крупным учреждениями по числу подопечных под руководством Марии Фёдоровны были воспитательные дома, куда свозили незаконнорождённых и подкидышей со всей страны. Они предназначались для детей обоих полов. Вообще, главной заслугой императрицы на этом поприще были её усилия по уменьшению огромной смертности брошенных младенцев. Однако в воспитательных домах не только выхаживали детей, но и давали им образование, а также профессию. Если раньше в воспитательных домах дети оставались до 15–16 лет, то по инициативе Марии Фёдоровны пребывание воспитанников там продлили как раз для лучшего обучения ремёслам: юношей — до 21 года, девушек — до 18 лет.

Ремёслам обучали в действовавших при домах мастерских — переплётной, столярной, слесарной, сапожной, портняжной, ткацкой, вышивальной, кружевной и прочих.

У наиболее способных в учёбе мальчиков была возможность даже поступить в университет или Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Для таких детей в воспитательных домах предназначались особые латинские классы (поскольку там преподавали латынь, необходимую для поступления в университет или медико-хирургическую академию, да и в целом программа была гимназической).

А для способных девочек действовали так называемые французские классы — для подготовки домашних учительниц в дворянские семьи. Девочек там учили арифметике, русскому, французскому и немецкому языкам, рисованию, истории, географии, музыке, танцам и «всяким женским рукоделиям, разумея тут и делание платьев, уборов, цветов и тому подобное», которые могли понадобиться для воспитания дворянок. Позже в программу добавили логику, риторику, педагогику. Воспитанницы проходили практику в младших классах Воспитательного дома, а также в Смольном институте и училище ордена Святой Екатерины.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев
Фото: Карл Булла / Wikimedia Commons

Для ребят, которых отдавали в приёмные крестьянские семьи (такая практика была очень распространённой, так как младенцев в Воспитательные дома приносили намного больше, чем те могли принять), создавали сеть сельских школ, к 1902 году таких было 148. Всего же при обоих воспитательных домах в 1904 году числилось почти 60 тысяч детей.

Также Мария Фёдоровна заложила в России основу обучения глухонемых и незрячих детей. А началось это с того, что в 1806 году на прогулке в Павловском парке императрица встретила глухонемого мальчика, который жил в семье генерал-лейтенанта Фёдора Ахвердова, воспитателя Николая и Михаила Павловичей. На следующий день она обратилась к тёте этого мальчика с такими словами:

«Ваш племянник не дал мне целую ночь уснуть, я до утра думала об участи его и подобных ему детей и сегодня, лишь только оделась, послала за секретарём Г. И. Вилламовым и поручила ему выписать из-за границы одного из наиболее известных профессоров, чтобы учредить в Петербурге училище для глухонемых, в которое и будут первыми помещены дети вашего брата».

Императрица сдержала слово: она пригласила польского профессора Винцент-Ансельма Зыгмунта, которого впоследствии заменил Жан Батист Жоффре — ученик французского аббата Роша Сикара, директора Парижского института глухих. Так появилось Опытное училище глухонемых в Павловске. С 1806 по 1810 год оно существовало исключительно за счёт императрицы. Сперва в него приняли девять детей, а затем набирали по шесть мальчиков и шесть девочек из Петербургского воспитательного дома, а также из детей благородного происхождения. Впоследствии воспитанников становилось больше, а при школе появились курсы подготовки сурдопедагогов. За 1810–1910 годы Опытное училище посетили 2205, а окончили 1929 учеников.

А в 1807 году Мария Фёдоровна учредила училище для слепых детей. Руководить им Александр I пригласил одного из первых тифлопедагогов, французского благотворителя Валентина Гаюи.

В конце XIX века в ВУИМ сложилась целая система подобных заведений — тогда к Ведомству отнесли Попечительства императрицы Марии Александровны (супруги Александра II) о слепых и Марии Фёдоровны (жены Александра III) о глухонемых. В рамках этих учреждений действовали народные школы с дополнительным обучением ремеслу для мальчиков и девочек, Дома призрения, ферма-школа в Мурзинке, Машиностроительный завод Попечительства о глухонемых в Александровском уезде Екатеринбургской губернии, офтальмологические лечебницы. В 1902 году в ведении ВУИМ находилось 44 школы для слепых и глухонемых.

Были на попечении Марии Фёдоровны и чисто мужские учебные заведения. Например, в 1802 году она основала Николаевский гатчинский сиротский институт. Он был чем-то вроде подготовительного отделения для лучших воспитанников Петербургского воспитательного дома и работал по программе реальных гимназий — средних учебных заведений с математическим и естественно-научным уклоном.

Лазарет Гатчинского Николаевского сиротского института
Фото: История России в фотографиях

Также вдовствующая императрица управляла коммерческими училищами в Петербурге и Москве, куда принимали мальчиков-сирот из купеческого сословия. А в 1843 году в подчинение ведомства Марии Фёдоровны перешёл переехавший в Санкт-Петербург знаменитый Царскосельский лицей, с того момента названный Александровским.

Всего за свою жизнь Мария Фёдоровна способствовала открытию примерно 30 благотворительных учреждений, большинство из которых — для детей.

Каких идей об образовании придерживалась Мария Фёдоровна

Признавая вклад Марии Фёдоровны в дело просвещения и благотворительности, критики тем не менее упрекали её за слишком приземлённый дух образования, излишний формализм во вверенных заведениях и показуху, рассчитанную на внешнее впечатление.

Вплоть до своего расформирования ВУИМ оставалось очень закрытым, консервативным и верным принципам жёсткой сословной иерархии. Его работа во многом зависела от настроений в императорской фамилии, а подчинённость монаршей семье мешала реагировать на новые требования эпохи и привлекать общественную инициативу.

Наиболее отчётливо это проявились в женском образовании. Взгляды Марии Фёдоровны на него сформировались ещё в юности и противоречили линии как Екатерины II, так и Александра I. Мария Фёдоровна выступала за тотальную сословность учебных заведений и не допускала никаких отклонений от её воли. Например, в дворянское отделение Смольного института не приняли девочку, отец которой соответствовал всем «параметрам» высокого рода, но по профессии был скульптором. А мещанское отделение Мария Фёдоровна и вовсе поначалу хотела упразднить, но супруг ей не разрешил.

«Признаюсь, — откровенно заявляла она, — что вижу большие неудобства в смешении благородных девиц с мещанскими, ибо несомненно, что обязанности и назначение последних во многих отношениях различествует от обязанностей и назначения благородных девиц… Приобретение талантов и приятных для общества искусств, которое существенно в воспитании благородной девицы, становится не только вредным, но и пагубным для мещанки, ибо это ставит её вне своего круга и заставляет искать опасного для её добродетели общества… Стало быть, непременно надо их разделить».

Как уже отмечалось, собственно, образовательная часть в женских институтах была очень слабой, так как готовили девочек лишь к роли жены, матери, хозяйки. Впрочем, в ту эпоху идеи о том, что предназначение женщины только такое, главенствовали везде. Сложно было ожидать от императрицы иных взглядов.

Порядки в учебных заведениях вдовствующей императрицы были жёсткими. Девушек практически муштровали, приучая всё делать по звонку и жестоко наказывая (например, лишая свидания с родителями) за малейшую провинность. Дозволяла использовать Мария Фёдоровна в своих заведениях и телесные наказания, в том числе сечение розгами.

Клавдия Анненкова с дочерьми Надеждой и Еленой, воспитанницами Смольного института благородных девиц
Фото: История России в фотографиях

Словом, передовыми взглядами императрица отнюдь не отличалась. Зато благодаря ей в стране появилась целая сеть благотворительных образовательных заведений на государственном уровне и она хорошо отладила экономику своего ведомства. При этом она действительно фактически лично управляла вверенными ей заведениями и вникала во всё — от целей воспитания и учебных программ до уборки снега и мусора, а также меню и цен, по которым закупаются продукты.

Императрица ежедневно посещала подведомственные ей заведения, зачастую без предупреждения. Она требовала личных докладов от управляющих, внимательно просматривала личные дела всех воспитанниц и воспитанников, их тетради, сочинения, а также материалы учителей, приходила на уроки и экзамены, а с дворянками-институтками порой и обедала вместе, знала почти всех их поимённо. Вникала в назначения и увольнения не только начальниц, классных дам и учителей, но даже обслуживающего персонала.

Так об этом вспоминала её фрейлина Мария Муханова:

«Она входила в малейшие подробности по своим заведениям и не только следила за воспитанием детей, но и не забывала посылать им лакомства и доставлять всякие удовольствия. Один мальчик принуждён был долго лежать в постели по болезни; она доставляла ему рисунки, карандаши и разные вещицы. Со всяким курьером ей доносили о состоянии его здоровья — она тогда была в Москве. При назначении почётных опекунов выбор был самый строгий: с каждым из них она переписывалась сама еженедельно, осведомляясь о воспитанниках и воспитанницах, об их поведении и здоровье, и всегда давала мудрые человеколюбивые советы».

Кстати, опыт работы ВУИМ в части устройства Воспитательных домов был востребован вплоть до первых десятилетий советской власти, когда той пришлось бороться с нищетой и беспризорностью.

Основные источники:

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована