Исследователи Института образования НИУ ВШЭ Елена Горбунова, Екатерина Маюкова, Елена Овакимян и Данила Павлюк исследовали причины отчисления студентов-олимпиадников из вузов. Статья о работе опубликована в журнале «Вопросы образования».
По данным исследования, около четверти студентов, поступивших в вузы по результатам олимпиад школьников, не завершают обучение. Например, среди поступивших на факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в 2018 году 26% олимпиадников были отчислены в течение первых трёх лет обучения. При этом среди поступивших по результатам ЕГЭ отчислили только 10%. На математическом факультете этот показатель составил 28% (среди поступивших по ЕГЭ — 24%).
Чтобы выяснить причины такого количества отчислений, исследователи провели интервью с 18 студентами (десятью с факультета компьютерных наук, 8 — с факультета математики НИУ ВШЭ) и экспертные интервью с шестью руководителями олимпиадного движения. В итоге удалось выделить четыре группы причин, которые в дальнейшем можно будет проверить в количественных исследованиях, то есть в опросах большого числа студентов и преподавателей.
К первой группе исследователи отнесли причины, связанные с бэкграундом студентов-олимпиадников — их личностными характеристиками и тем, как они учились в школе. Суть вот в чём: для успешного участия в олимпиадах школьники, как правило, сосредотачиваются на углублённом изучении одного предмета, а в университете приходится в равной степени уделять внимание разным дисциплинам. Предполагается, что не все олимпиадники к этому готовы. Сами студенты, в частности, в интервью исследователям говорили, что олимпиады не научили их трудолюбию.
Стоит отметить, что исследования успеваемости студентов, поступивших в вузы по результатам олимпиад, не всегда подтверждают эту гипотезу: большинство из них учатся немного лучше однокурсников, особенно на младших курсах.
Вторая группа причин связана с организацией учебного процесса в вузе. Серьёзные достижения на олимпиадах иногда означают, что школьник на самом деле уже освоил часть вузовской программы. Тогда получается, что на первом курсе содержание отдельных дисциплин для него — повтор уже изученного. Разумеется, такой студент будет слабо вовлечён в учебный процесс. Поэтому бывшие олимпиадники с высокой подготовкой нередко перестают посещать лекции и выполнять задания, накапливают академические задолженности и отчисляются.
Третью группу причин порождает рынок труда. Так, студенты в сфере IT обычно трудоустраиваются уже на младших курсах, и многие отдают приоритет работе над учёбой.
Наконец, четвёртая группа причин связана с тем, что подготовка олимпиадника может не соответствовать требованиям вуза. Предполагается, что задания некоторых олимпиад могут быть ниже вузовских стандартов освоения предмета. Более распространена, вероятно, ситуация с недостоверными результатами олимпиад. На это указывает то, что и студенты, и организаторы олимпиад в интервью с исследователями отметили низкий (по сравнению с ЕГЭ) контроль за проведением конкурсов и поведением участников на них. Так, один из организаторов рассказал, как участник олимпиады, удалённый с неё за нарушения, заявил, что продолжит участвовать в других олимпиадах и искать на них возможности списать, потому что на ЕГЭ сделать этого (и набрать достаточно высокий балл для поступления в вуз) точно не получится. То есть не все победители олимпиад в реальности серьёзно подготовлены, а значит способны к успешному обучению в вузе.
Кстати, недавно тема олимпиад школьников оказалась в центре скандала. Известный российский математик и педагог Алексей Савватеев рассказал о массовых нарушениях на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике. На продажу ответов на задания регионального тура жаловались и участники ВСОШ по географии. О том, что участникам олимпиад предлагают готовые ответы на них за несколько часов до тура и по другим дисциплинам, сообщал «Коммерсантъ».
В связи с утечками заданий ВСОШ по географии Минпросвещения поручило регионам изучить видеозаписи мероприятия, а также сообщило, что организует перепроверку результатов олимпиады. Но в связи с сообщениями о списывании на олимпиаде по математике официальных сообщений министерства не было.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
Колледж Skillbox: онлайн-обучение по профессиям в разработке и дизайне
Освойте востребованные IT-навыки и начните зарабатывать раньше сверстников. Получите диплом о среднем специальном образовании без затрат на переезд, учась по гибкому графику.
Узнать больше