Существующие подходы к качеству проанализировали сотрудницы Института образования ВШЭ Анна Корчак и Татьяна Хавенсон. Работа опубликована в журнале «Высшее образование в России».
Авторы постарались выяснить, какие вообще существуют теоретические, концептуальные и практические подходы к пониманию качества вузовского образования и как они зависят от формата (офлайн или онлайн).
Из чего складывается понятие качества высшего образования
Авторы этой аналитической работы поясняют, что качество — «довольно объёмный феномен, включающий в себя широкую палитру смыслов, сложным образом взаимодействующих между собой».
Отмечается, что понятие качества в высшем образовании появилось лишь в 1980-х годах и поначалу было заимствовано из бизнес-среды, но постепенно заимствования стали сходить на нет с учётом того, что образование — всё же отличающаяся от бизнеса сфера.
На основе работ Л. Харви, Х. Дженсена и Л. Шиндлер авторы вывели четыре «сутевых смысла», или «концептуализации», вокруг которых строится теоретическое понимание качества высшего образования:
- «Исключительность», то есть эксклюзивность, стремление к превосходству над конкурентами.
- «Соответствие назначению», то есть миссия, назначение и цель вуза, сохранение единого видения на всех уровнях работы и создание общевузовских стандартов.
- «Трансформация», то есть те когнитивные и некогнитивные изменения, которые происходят со студентами в ходе учебного процесса и даже просто по факту пребывания в вузе. Это то, что называют образовательным опытом, развитием и благополучием.
- «Прозрачность, подотчётность», то есть понятность деятельности вуза для стейкхолдеров, грамотное управление ресурсами.
Подчёркивается, что в разное время на первый план выходила то одна, то другая из этих четырёх основ в зависимости от актуального контекста, но ни одна не пропадает полностью. Так, в 1990-е годы наибольшее значение имели измеримые критерии и индикаторы, удобные и понятные для стейкхолдеров, то есть ключевой основой служила «Прозрачность, подотчётность». В 2000-е фокус сместился к соревновательности между вузами (как тут не вспомнить рейтинги), и главным мерилом качества стала «Исключительность». Значимость «Трансформации» начала расти с 2010-х годов и получила масштабное развитие уже в наше время.
Кроме того, существуют и чисто практические категории для измерения качества: они касаются таких сфер, как управление и административный ресурс, сопровождение образовательного процесса и сам процесс обучения, который может быть направлен на трансформацию студента или на академический результат. Авторы работы выделили такие практические категории, как административная, менеджериальная, сервисная, а также продуктовая и та, что связана с успеваемостью студентов. Эти категории они попытались связать с названными выше теоретическими смыслами и одновременно — с разными форматами обучения (онлайн и офлайн).
Например, категория «Поддержка» (в офлайн-формате) или «Сервисная» (в онлайне) относятся к сутевому понятию «Трансформация». Качество образования через призму «Трансформации» оценивается как образовательный опыт, развитие и благополучие студента — они важны и в традиционном офлайн-образовании, и в онлайн-образовании.
В чём особенности качества именно онлайн-образования
Авторы статьи пришли к выводу, что понимание качества в онлайне в целом созвучно с его пониманием в офлайне. Однако часть смыслов, актуальных для офлайн-формата, в онлайне отходит на второй план — и наоборот.
Такие сутевые смыслы, как «Исключительность» и «Соответствие назначению», в обоих форматах проявляются в равной степени. «Прозрачность, подотчётность» принципиально важна для офлайн-формата, а в онлайне она, как считают авторы, проявлена слабо. А вот «Трансформация» в офлайне «проявляется эпизодически», тогда как в онлайн-формате играет ключевую роль. Учитывая, что при онлайн-обучении отсутствует естественная для офлайн-формата университетская среда, надо более тщательно сопровождать образовательный процесс, а также обеспечивать психологическую и информационную поддержку студентов.
Ещё одной характерной чертой онлайн-формата авторы называют более плотное, чем в офлайне, взаимодействие студентов с образовательными материалами, в связи с чем проработке последних нужно уделять больше времени.
Чем полезно это раскладывание понятия качества на составляющие
Авторы работы считают, что описанная модель позволяет на этапе разработки определения качества образования ориентироваться на приоритеты конкретного вуза и транслировать их на уровень практики.
Например, если в понимании качества для вуза на первом месте стоит «Прозрачность, подотчётность», то на практике это означает эффективность управления ресурсами (при работе в онлайн-формате — цифровыми).
Если же в понимании качества для вуза на первом месте «Трансформация» (благополучие и развитие студентов), то нужно развивать службу поддержки студентов, а также работать над их вовлечённостью в образовательный процесс — причём в онлайне требуется больше психологической и информационной поддержки, чем в офлайне.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Какими могут быть единые стандарты оценки качества онлайн-курсов: результаты исследования
- Можно ли найти единые метрики качества для образования разных уровней и форматов?
- Как измерять качество образовательного опыта в EdTech. И зачем это делать
- Развитие мышления и формирование сообщества: какой должна быть цель высшего образования