К такому выводу пришли исследователи из Германии и Австралии. Статья об их эксперименте опубликована в Educational Psychology Review.
Что хотели выяснить учёные
Когда человек водит пальцем по строчкам и картинкам, это простое движение задействует тактильные и кинестетические ощущения. Предыдущие эксперименты среди школьников и студентов показали, что это помогает лучше справляться с тестами на запоминание и применение новой информации.
Коллектив исследователей из Германии и Австралии предположил, что этот эффект можно объяснить так: прикосновение помогает фокусировать зрительное внимание и тем самым повышать мыслительную активность. В таком случае, как думали учёные, указание на отдельные элементы (например, на части иллюстрации или схемы) и скольжение пальцем (скажем, по контурам изображённых фигур или по стрелкам, соединяющим текст и картинки) должны улучшать учебные результаты.
Другая версия исходит из того, что представление информации в разных модальностях (например, текст плюс изображение) помогает её запомнить. А если при этом ещё и скользить пальцем по странице или экрану, то это может оставлять в памяти дополнительный тактильно-кинестетический след. Он поддерживает запоминание визуальной и вербальной информации. Но это означало бы, что простое указание пальцем (без скольжения) не так эффективно.
Исследователи хотели проверить, какая из двух гипотез верна, и для этого провели эксперимент.
Как провели эксперимент и что выяснили
Исследователи попросили 90 студентов университета изучить презентацию о строении и функциях человеческого сердца. Она была представлена на сенсорных экранах. Каждый слайд состоял из иллюстрации с подписями к ней. Испытуемых разделили на три группы. В первой студенты просто указывали пальцем на то, что видели на экране, — например, читая о конкретной части сердца, тыкали в неё на картинке. Испытуемые во второй группе не только указывали, но и скользили пальцем по экрану, обводя контуры изображённых объектов. А участники в третьей группе вообще не прикасались к экрану (эта группа была контрольной).

Источник: How Learners Use Their Hands for Learning: an Eye-Tracking Study
На изучения презентации участникам эксперимента дали 25 минут и в середине этого срока попросили их оценить свою когнитивную нагрузку, а по окончании — пройти несколько тестов:
- В тесте на идентификацию элементов испытуемым нужно было выбрать верные названия для разных элементов строения сердца. Этот тест не показал значимых различий между результатами разных групп.
- С тестом на знание терминологии из презентации лучше остальных справилась группа тех, кто указывал на элементы пальцем, — причём с большим отрывом от группы тех, кто скользил пальцем по экрану. Результаты контрольной группы оказались посередине.
- В тесте на понимание изученного самые высокие результаты получились у тех, кто указывал пальцем, и на этот раз с большим отрывом от двух других групп.
Трекинг движений глаз показал, что дольше всего на иллюстрациях фокусировалась группа, которая только указывала пальцем на отдельные элементы. Значимых различий между двумя другими группами не оказалось. При этом обе группы, тактильно взаимодействующие с экраном (то есть и те, кто тыкал в картинку, и те, кто обводил её пальцем), гораздо чаще переключались между иллюстрациями и текстом по сравнению с контрольной группой, в которой экран никто не трогал.
Уровень внутренней когнитивной нагрузки (то есть субъективной сложности содержания материала) практически не различался между группами. А внешняя когнитивная нагрузка, связанная с формой подачи информации и отвлекающими факторами, оказалась ниже всего для участников, которые указывали на объекты (тыкали в них пальцем), но не обводили их контуры.
По словам исследователей, эти результаты частично подтверждают гипотезу, что тактильно-кинетические приёмы помогают фокусировать внимание на материале и в итоге лучше его запоминать. Однако оказалось, что простое указание пальцем на нужный элемент работает эффективнее, чем скольжение по его контурам. Исследователи считают, что скольжение по контурам повышает внешнюю когнитивную нагрузку.
Учёные допускают, что это может зависеть от конкретного вида учебного материала, который использовался при исследовании. Но в мультимедийных материалах формата «текст + иллюстрация», судя по всему, полезнее просто указывать пальцем на важные элементы.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Студенты лучше запоминают материал, если он сопровождается видеороликами с объяснениями
- Исследователи назвали новые способы лучше запоминать информацию
- Исследователи выяснили, почему записанное от руки запоминается лучше напечатанного
- Письмо от руки лучше развивает навыки чтения, чем печатание на клавиатуре и просмотр видео
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее