EdTech
#новости

Пора переучивать программистов на таксистов? Эксперты обсудили тренды российского EdTech

У сегмента взрослого профессионального образования ситуация самая сложная, но ещё есть интересные новые ниши.

23 января компания livedigital, которая предоставляет сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения, и агентство Smart Ranking, выпускающее ежеквартальные рейтинги российских EdTech-компаний, организовали вебинар «EdTech 2.0: работающие гипотезы и кейсы». Судя по выступлениям экспертов, наступивший год будет непростым для бизнеса в сфере онлайн-образования, и новые проекты, вероятно, появятся лишь в сегменте обучения детей.

Как отметила Дарья Рыжкова, CEO агентства Smart Ranking, в 2024 году состояние рынка определяли удорожание кредитов и высокая стоимость привлечения клиентов. По мнению экс-директора EdTech-направления Фонда «Сколково» Натальи Царевской-Дякиной, крупнейшие EdTech-компании сейчас находятся в ситуации «идеального шторма»: из-за снижения покупательской способности повышать стоимость образовательных продуктов невозможно, а предоставлять курсы в рассрочку приходится за свой счёт.

Эксперты отметили также, что в 2024 году наметилось снижение спроса на IT-специальности, которые были драйверами рынка с ещё доковидных времён. Наталья Царевская-Дякина считает, что отчасти это связано с изменениями профессиональных требований из-за появления новых ИИ-технологий — если вместо джунов теперь могут писать код нейросети, привлекательность IT-профессий сильно падает. Кроме того, в текущей экономической ситуации быстрый доход приносит платформенная занятость — на маркетплейсах, в доставке, в такси, и это не требует дополнительной профессиональной подготовки.

«Был кейс — „Яндекс“ обещал из таксистов [перевести] в программисты. С учётом нынешних зарплат, мне кажется, сейчас нужно ровно обратное», — отметила Наталья Царевская-Дякина.

В этой ситуации EdTech-компании, основной портфель продуктов которых связан с обучением взрослых, активно ищут новые ниши. Пока таковыми видятся среднее профессиональное и высшее образование, а также корпоративное обучение. Эксперты перечислили ещё несколько направлений, в которых пока недостаточно или вообще нет образовательных онлайн-продуктов:

  • Обучение «синих воротничков», профессионалов в промышленности и других сферах, где требуется ручной труд. Пока, по словам Натальи Царевской-Дякиной, онлайн-обучение теоретическим основам профессии охватило только бьюти-сферу. Но по мере цифровизации разных отраслей дистанционное обучение может распространяться.
  • Цифровые и гибкие навыки, необходимые для работы в современных корпорациях, для взрослых 45+. Эта ниша будет становиться актуальнее в связи с демографической ситуацией.
  • Гибкие навыки для совместной работы представителей разных поколений. В том числе опытных сотрудников со специалистами моложе 30 лет.

Что касается детского сегмента, эксперты по-прежнему считают его более перспективным, в том числе для новых игроков. С точки зрения Дарьи Рыжковой, более интенсивного развития можно ожидать от дополнительного обучения детей онлайн — потому что в сегментах домашней школы подготовки к экзаменам уже очень высокая конкуренция между существующими игроками. Однако Наталья Царевская-Дякина заметила, что правила игры в этих сферах постоянно меняются, давление на школьников и их родителей из-за сложностей поступления на бюджетные места в вузах растёт. Поэтому даже в таких нишах, как подготовка к ЕГЭ, возможны и появление новых компаний, и рост выручки за счёт повышения среднего чека.

Ранее о своих ожиданиях от 2025 года Skillbox Media рассказали представители детского, взрослого и языкового сегментов онлайн-образования.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована