Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :07 :03 Выбрать курс
EdTech Образование
#новости

Почти 60% опрошенных россиян планируют учиться онлайн в ближайший год

Чаще учатся респонденты до 34 лет, но в целом онлайн-образование стало привычной практикой для всех.

«Нетология» опросила 2,5 тысячи россиян 18–64 лет — жителей городов с населением от 100 тысяч человек — об их опыте онлайн-обучения в 2025 году и об образовательных планах на ближайшие 12 месяцев (с августа 2025-го, когда проводился опрос). О результатах сообщает издание CNews.

Кто и чему учился онлайн к осени 2025-го

В 2025 году онлайн-обучение проходила треть опрошенных, а всего такой опыт есть у 64% респондентов. Причём 28% всех опрошенных отметили, что за 2025-й прошли более трёх программ, а 38% — только одну. Из тех, кто проходил обучение в текущем году, 58% успешно его завершили.

Преобладают среди учащихся люди 18–34 лет. Как правило, это специалисты (то есть рядовые сотрудники достаточно высокой квалификации — их 31%) или руководители среднего звена (14%). Также заметную группу составляют фрилансеры (11%). Однако студенты вузов и колледжей, пенсионеры, родители в декрете и безработные тоже учились онлайн — вместе представители этих категорий составили 22% от всех, кто проходил обучение в 2025 году.

Самым частым мотивом для обучения стало развитие навыков для текущей работы — его выбрали 20% опрошенных. Такие варианты, как освоение новой профессии, получение знаний для подработки или саморазвитие, были менее популярны.

Среди направлений обучения наиболее распространены были иностранные языки (21% опрошенных), работа с ИИ-нейросетями (15%), а также финансы, бухчёт и право (12%). Правда, не реже, чем финансы, респонденты выбирали общий вариант «обязательное обучение на предприятии», под которым, конечно, могли подразумевать разные тематики. По-прежнему популярны дизайн и маркетинг, а вот IT-профессии, что удивительно, вообще не попали в топ.

Источник данных: опрос «Нетологии». Инфографика: Skillbox Media

В среднем на обучение за 2025 год опрошенные потратили 32 тысячи рублей, причём дороже всего — 44 тысячи — стоили программы по новым для респондентов профессиям.

Какие планы на обучение в 2026-м

В ближайший год опрошенные также планируют вкладываться в своё обучение, в среднем по 52 тысячи рублей. На бесплатные курсы рассчитывают 26%, 67% планируют оплачивать обучение самостоятельно, 18% ожидают поддержки работодателя. Всего учиться онлайн собираются 58% опрошенных. Без онлайн-обучения, считают 30%, сейчас невозможно развиваться профессионально.

Набор тем, интересных для обучения в ближайшие 12 месяцев, в целом совпадает с популярными направлениями 2025 года:

  • иностранные языки (26%);
  • ИИ, нейросети (22%);
  • маркетплейсы (13%);
  • психология (13%);
  • графический дизайн (12%).

Что важно при выборе программ

С утверждением, что выбрать качественный курс становится сложнее, согласились 49% опрошенных. Такая же доля респондентов считает, что рынок образовательных услуг перенасыщен инфобизнесом — но ещё в 2023 году такое мнение было больше распространено, с ним соглашались 64%.

Ищут обучение целенаправленно под свой запрос 53%, а 28% отметили, что в 2025 году записались на программу, о которой узнали от рекламы или от знакомых. Обучение по инициативе работодателя начали в этом году только 15%.

Из важных для выбора факторов отмечают следующее:

  • стоимость обучения (55%);
  • гибкость его формата (50%);
  • содержание программы (49%);
  • наличие документа об окончании (45%);
  • квалификацию преподавателей (38%).

Также респонденты чаще выбирают программы продолжительностью менее трёх месяцев (61%) или совсем короткие интенсивы (23%).

Что касается провайдера обучения, судя по всему, выбор зависит от тематики: почти с одинаковой частотой в 2025 году опрошенные учились в специализированных онлайн-школах (22%), на многопрофильных платформах (20%) и на авторских курсах блогеров и экспертов (18%).

Ранее аналитики Центрального университета и аналитического проекта «Т-Банка» T-Data по обезличенным данным об оплатах более чем 52 миллионов россиян сделали вывод, что в онлайн-образовании наблюдается новый рост вовлечённости — и особенно это касается аудитории в регионах. Опрос «Нетологии» показал, что в платном онлайн-обучении с разной частотой участвуют респонденты из Москвы (20%), Санкт-Петербурга (26%) и остальных регионов (17%), но большого разрыва между столицами и регионами уже нет.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Практический курс: «Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована