Курсы по развитию гибких навыков (soft skills) за 2024 год стали более востребованными как среди B2C-аудитории, то есть индивидуальных клиентов, так и в корпоративном обучении, выяснили в совместном исследовании агентство Smart Ranking и Alpina Digital.
По данным исследования, в 2024 году выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих гибким навыкам, выросла на 16% (до 2,2 миллиарда рублей). Лидером рынка стал холдинг Skillbox с выручкой в нише 1,22 миллиарда рублей. В этом году эксперты и участники рынка прогнозируют рост рынка на уровне 15–25%.
Структуры клиентской базы у опрошенных игроков рынка разнятся. У одних преобладают заказчики из сегмента B2B, у других — B2C. В целом на рынке спрос на курсы по гибким навыкам, похоже, предъявляют в основном индивидуальные клиенты. Так, в «Синергии» сообщили, что всего около 10–15% аудитории программ по гибким навыкам составляют компании.
Темы курсов, которые интересуют частных и корпоративных клиентов, практически совпадают. Например, по данным платформы PuzzleBrain, среди продуктов по гибким навыкам особенно популярны курсы, связанные с изучением основ психологии и снижением стресса. На платформе с курсами по подписке TutorPlace отмечают рост спроса на курсы по развитию ораторского искусства и речи, а также на курсы по тайм-менеджменту и на программы по разрешению психологических проблем (выгорание, отсутствие баланса в работе и личной жизни, психосоматика).
Компании отмечают, что корпоративные клиенты, как правило, заказывают кастомизированные курсы в рамках этих тем. Если частный клиент покупает, к примеру, общий курс по тайм-менеджменту, то для корпоративного обучения клиенту скорее понадобится блок курса по работе с конкретным используемым в этой компании календарём.
При развитии курсов по гибким навыкам онлайн-школы сталкиваются с теми же проблемами, что и все участники EdTech-рынка. Они указывают на ограничения в продвижении, в частности на сокращение рекламных площадок и рост стоимости услуг, а также на сниженную доступность кредитов. Специфическая проблема — переизбыток бесплатного контента по теме в разных форматах. Нередко потенциальные клиенты ошибочно ставят его в один ряд с полноценным образовательным продуктом. А корпоративные клиенты не слишком охотно инвестируют в гибкие навыки сотрудников из-за того, что измерить окупаемость таких курсов трудно. Кроме того, нередко развитие коммуникативных и других гибких навыков требует участия в тренингах, то есть не все задачи можно решить в рамках онлайн-курса.
Ранее результаты масштабного исследования «СберСтрахование жизни» и Rambler& Co показали, что россияне считают, что молодежи в первую очередь надо развивать гибкие навыки, — за них проголосовали 62%.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!