В совместной лаборатории Центрального университета и аналитического проекта «Т-Банка» T-Data изучили обезличенные данные об оплатах более чем 52 миллионов россиян, чтобы выяснить, сколько и как они обычно платят за онлайн-обучение разных тематических направлений.
Для анализа использовали данные по единовременным оплатам услуг по обучению (подразумевались прежде всего сферы EdTech и инфобизнеса, где компании предлагают обучение по широкому спектру знаний и навыков) и по рассрочкам по ним же за два с половиной года — с января 2023 по июнь 2025-го. Все виды образовательных услуг разделили на шесть сегментов:
- профессии в IT,
- все остальные профессии,
- психология,
- спорт,
- языки,
- детское обучение.
Какие суммы готовы тратить на онлайн-обучение сразу, а какие — в рассрочку
Разовые транзакции и рассрочки в большинстве тематических направлений взрослого обучения распределяются похожим образом:
- покупки до 30 тысяч рублей оплачивают сразу;
- более дорогие — в рассрочку (на программы дороже 30 тысяч приходится всего 8,4% всех единоразовых транзакций).
На этом фоне выделяется обучение психологии: в нём половина транзакций сразу с полной оплатой идёт на суммы свыше 30 тысяч (в том числе 19% — в диапазоне 50–80 тысяч рублей). Можно предположить, что изучать психологию идёт аудитория с более высокой платёжеспособностью.
У детского обучения тоже есть свои отличия. В этом сегменте очень мало дорогих покупок на суммы свыше 80 тысяч. Платят сразу, как правило, за обучение стоимостью до 15 тысяч рублей (92% единичных транзакций), а обучение в диапазоне 30–80 тысяч в основном тоже оплачивают в рассрочку.
Свыше половины всех выявленных рассрочек (56,4%) использовали для покупок программ со стоимостью в диапазоне от 80 до 200 тысяч рублей. Обучение дороже 200 тысяч рублей тоже покупают, но совсем немного — и, видимо, для покупок в этом ценовом сегменте клиенты берут банковские кредиты.
Что известно о средних чеках за онлайн-обучение
Средние чеки при покупках в рассрочку во всех направлениях выше, чем при разовых покупках, в 3–13 раз. Самые дорогие — программы по психологии, средний чек в этом сегменте при покупке с разовой оплатой составляет 46,7 тысячи рублей, а при покупке в рассрочку — 154,9 тысячи рублей. А самое недорогое — детское обучение. Средний чек при покупке с разовой оплатой здесь составляет 5,9 тысячи рублей, а при оплате в рассрочку — 57,8 тысячи.


Во второй половине 2024-го — первой половине 2025 года средние чеки практически по всем направлениям и условиям покупки стали выше, чем в предыдущий аналогичный период (с мая 2023-го по май 2024 года). Единственное исключение — покупки в рассрочку в сегменте «Все профессии», где средний чек, наоборот, стал ниже на 5%. В большинстве направлений рост составил 5–15%, а в «Детском обучении» при единовременной оплате средний чек стал выше сразу на 41,5%. Это аналитики связывают с растущим спросом на обучение детей и притоком платёжеспособной аудитории в этот сегмент.
Кто покупает онлайн-обучение
Наиболее активные покупателями во всех направлениях оказались люди от 30 до 39 лет, несколько меньшие доли занимают 20–29-летние и 40–49-летние. Из этого тренда немного выбиваются IT и обучение детей. В сегменте IT-обучения около половины и разовых платежей, и рассрочек приходится на аудиторию 20–29 лет, а в детском обучении около половины рассрочек берут люди 40–49 лет. То есть объёмные долгосрочные курсы для детей оплачивают родители (что логично), а курсы по IT-профессиям покупают молодые люди в начале карьеры, которые дополняют или заменяют ими формальное образование в вузах и колледжах.
Кроме того, выяснилось, что большинство покупателей услуг в категориях «Детское обучение», «Психология» и «Спорт» — женщины. В языковом и профессиональном обучении доли мужчин и женщин примерно равны, хотя женщины несколько чаще (60%) покупают в рассрочку обучение языкам, а мужчины (59%) — IT-курсы.
Основная доля крупных долгосрочных покупок приходится, отметили в Центральном университете, на сентябрь-октябрь. Спрос на онлайн-обучение велик как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в остальных регионах, причём покупки в рассрочку несколько чаще (60%) совершают клиенты не из столиц. Аналитики считают, что собранные данные свидетельствуют: в онлайн-образовании наблюдается новый рост вовлечённости, и школам стоит активнее работать с региональными аудиториями и развивать инструменты рассрочки.
Ранее стало известно, что по итогам второго квартала 2025 года самые высокие темпы роста в российском EdTech демонстрируют компании детского сегмента, в первую очередь с курсами по подготовке к экзаменам.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!