Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :07 :03 Выбрать курс
Дизайн
#Историческое

Как появился и чем стал ВХУТЕМАС

От графской милости через авангард революции на завод: рассказываем об истории ВХУТЕМАСа/ВХУТЕИНа.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

ВХУТЕМАС — одно из магических слов в дизайне. Оно ассоциируется с социалистической мечтой, с великими именами новаторов и с верой в способность дизайнеров и инженеров построить новый справедливый и прекрасный мир.

Разбираемся, из чего выросли художественно-технические мастерские и почему растворились в истории.

История: от истока

1825 год. Граф Сергей Григорьевич Строганов основывает в Петербурге бесплатную Школу рисовальную в отношении к искусствам и ремёслам. Зачем? Посмотрим на контекст: кем был основатель и что это было за время.

Строганов был наследником именитейшей семьи империи — его предками были бароны, владельцы уральских заводов, промышленники, послы, а по линии брака с представительницей своего же рода он приобрёл графский титул, десятки тысяч крепостных в дополнение к своим десяткам тысяч душ и крупную коллекцию искусства.

Он был прекрасно образован, жил за границей, сочувствовал идеям Просвещения о том, что элита должна распространять вкус и знания среди низших классов. И, как его могли бы назвать позже, был чутким политэкономистом-патриотом.

Юшков Семён Петрович, «Портрет Строганова Сергея Григорьевича», 1850
Изображение: Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского / Google Arts and Culture

К 1820-м развитие промышленности в России заметно отставало от европейского, и страна сильно зависела от импорта. В 1822 году была введена так называемая протекционистская, или запретительная, система в отношении текстиля — его ввоз ограничили. Начался рост ткацкого и красильного производств: например, тогда появились крупные мануфактуры в Иванове.

В эту же линию ложится и инициатива Строганова создать специализированное художественное учебное заведение. Оно было необходимо, чтобы растить профессиональных рисовальщиков в России, на месте, для «внутреннего рынка». Не художников-академистов, а именно тех, кто будет работать «в отношении ремёсел»: «…при­об­ре­сти искус­ство рисо­ва­ния, без кото­рого ника­кой ремес­лен­ник не в состо­я­нии давать изде­лиям своим воз­мож­ное совер­шен­ство».

В Школу принимают учеников всех сословий по критерию одарённости, таланта и способностей к рисованию — поступающим нужно пройти конкурс. Финансирует её деятельность сам Строганов, и он же обеспечивает содержание неимущих учеников. У студентов есть три спе­ци­а­ли­за­ции:

  • чер­че­ние, гео­мет­рия, рисо­ва­ние машин;
  • рисо­ва­ние фигур и живот­ных;
  • рисо­ва­ние цве­тов и украшений.

1843 год: Строганов передал Школу государству, и она получила название Вторая рисовальная школа. 1860 год: её переименовали в Строгановское училище технического рисования.

Подобных переименований до революции будет ещё два, но в каждом названии будет упоминание о том, что в школе учат именно художественной практике для работы в промышленности.

Фото: архив МГХПА имени С. Г. Строганова / Pastvu
Слева класс чеканной мастерской в Строгановском училище, между 1901 и 1904 гг. Справа Владимир Маяковский в форме Строгановского художественно-промышленного училища, 1909 год
Фото: Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище / Pastvu / ГБУК г. Москвы «Государственный музей В. В. Маяковского» / История России в фотографиях

История: революция и аббревиатуры

24 апреля 1918 года: в Петрограде прошла Всероссийская конференция учащихся искусству, где было выдвинуто требование создать иную, не традиционную и не буржуазную художественную школу для нового мира, государства и человека.

Революция в сфере художественного образования началась снизу. В апреле 1918 года в Петрограде прошла конференция учащихся искусству, на которой был принят «Устав Свободной государственной художественной учебной мастерской» и резолюция, в которой провозглашалась абсолютная свобода художников, свободный выбор руководителя, децентрализация искусства и «охват» сетью учебных заведений провинции.

Участники конференции выработали тезисы, на которых, по их мнению, должно было «зиждиться настоящее и будущее великого искусства: „Мы признаём руководителей первыми между равных в мастерских. Для постижения упавшего мастерства мы объединяемся в учебно-трудовые коммуны; сделавшись мастерами, мы удовлетворим требованиям государства и века; входим как действующий орган в государственный механизм, даём работников во всех областях искусства, распространяем идею важности искусства в народе, демократизируем искусство, призвав на помощь себе великие традиции народного творчества“».

Научно-практический журнал «Искусство и культура» №3 (35), 2019 год

2 августа 1918 года вышел Декрет Совета народных комиссаров «О правилах приёма в высшие учебные заведения»:

1. Каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы.

2. Воспрещается требовать от поступающих какие бы то ни было удостоверения, кроме удостоверения об их личности и возрасте.

3. Все высшие учебные заведения Республики, на основании постановления «о введении обязательного совместного обучения» (Собр. Узак., № 387 ст. 499) во всех учебных заведениях, открыты для всех, без различия дола. За нарушение указанного постановления все ответственные лица подлежат суду Революционного трибунала.

5 сентября 1918 год: Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище стало «бывшим». Его здание и ресурсы получили Первые Государственные свободные художественные мастерские.

Объявили приём всех желающих, как и требовал декрет Совнаркома.

Среди руководителей революционно-новой школы были великие представители буквально всех искусств: Коровин, Малевич, Кончаловский, Татлин, Щусев, Бенуа, Брюсов, Белый
Изображение: Государственные свободные художественные мастерские в Москве

13 декабря 1918 года. На базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества организовались Вторые Государственные свободные художественные мастерские.

Здание Вторых мастерских в Москве по адресу: ул. Мясницкая, 21
Фото: Московский архитектурный институт
Василий Кандинский (в очках) со студентами своей мастерской в ГСХМ, фотография около 1918 года. Здесь он развивал свой преподавательский метод, который позже, весной 1922 года, перенёс в следующую новую школу — Баухаус в Веймаре
Фото: Галарт / Библиотека Кандинского / Centre Pompidou / Google Arts and Culture

Учебными заведениями управлял Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения. Вместо системы ректоратов и деканатов были Советы главных мастеров; некоторые мастера преподавали одновременно в Первых и Вторых.

Поступали без экзаменов, и при приёме не было ограничений по полу, возрасту и уровню предыдущего образования.

Обучение было бесплатным.

Учащиеся выбирали себе не узкую специальность, а мастерскую или мастера, но могли свободно переходить между направлениями.

Обучение строилось на совместных экспериментах студентов и мастеров, и каждый мастер вёл занятия в своём стиле. Академической методологии и правил не придерживались.

Не было требований к внешнему виду студентов и ограничений дисциплины.

Скульптурная мастерская Государственных свободных художественных мастерских
Фото: Собрание Государственного центрального музея современной истории России / Большая российская энциклопедия

К сентябрю 1919 года Совет мастеров Вторых мастерских был распущен. В июле 1920 года Первые и Вторые объединились, и на их основе были созданы Высшие художественно-технические мастерские.

Декрет Совнаркома о ВХУТЕМАСе, подписанный Лениным 18 декабря 1920 года. Фактически же мастерские начали работать в этом формате с осени
Изображение: Политиздат / Электронная библиотека исторических документов
  • Формат обучения стал более строгим (абсолютно-революционно-свободное обучение без правил было одним из поводов для реорганизации). В 1923 году даже были возвращены вступительные экзамены.
  • Новая страна двигалась от хаоса революции и войны к организации экономической сферы и промышленности. В партии и госаппарате понимали, что для победы пролетарской силы теперь нужно системно растить профессионалов, в том числе в творческих направлениях.

Во ВХУТЕМАСе организовали восемь направлений обучения: архитектурное, живописное, скульптурное, полиграфическое, текстильное, керамическое, деревообделочное и металлообрабатывающее.

Студенческие работы
Изображение: издательство ВХУТЕМАС, 1927

ВХУТЕМАС был не единственным учебным заведением в Москве, а образовательной системой с более-менее универсальной организацией и концептуально единой программой, ориентированной на архитектуру, промышленный дизайн и конструирование. Мастерские обучали студентов в Петрограде, Витебске (это было основанное Марком Шагалом Витебское народное художественное училище), Екатеринбурге.

Метод ВХУТЕМАСа был авангардным не только потому, что в мастерских преподавали художники-авангардисты, но и потому что у школы была авангардная цель. Не просто обучить людей рисовать или проектировать: здесь должны были вырастить тех, кто по-новому организует производство, быт и вообще эстетику.

Студентки в мастерской Александра Родченко на основном отделении ВХУТЕМАСа, между 1920 и 1923 гг.
Фото: Собрание А. Лаврентьева / История России в фотографиях
Студенческие работы
Изображение: издательство ВХУТЕМАС, 1922 / Из собрания «МИРА коллекция» / Иван Соболев / МАРХИ
Варвара Степанова в мастерской ВХУТЕМАСа на Мясницкой улице, 1924 год
Фото: А. М. Родченко / Издательство ГМИИ имени А. С. Пушкина / Pastvu

Все студенты ВХУТЕМАСа первые два года проходили вводный курс на основном отделении. На нём изучали базу всех специальностей и в том числе гуманитарные предметы, учились работе с композицией, цветом, объёмом и пространством. Это отделяло формат новой школы от классического академического подхода.

Густав Густавович Клуцис, проект эмблемы основного курса ВХУТЕМАСа. Между 1924 и 1926 гг.
Изображение: Latvian National Museum of Art / Google Arts and Culture

История: к плановой экономике

В 1926 году суть ВХУТЕМАСа уже окончательно ушла от революционного поиска новой художественности к задачам реального производства.

В 1927 году московский и ленинградский ВХУТЕМАСы были снова переименованы и стали ещё более формализованными организациями: Высшими художественно-техническими институтами.

Это изменение произошло не по случайности или желанию конкретных руководителей школы — оно соответствовало моменту в политике Советов. В декабре 1927 года, через десять лет после Октябрьской революции, проходил XV съезд ВКП (б), который обозначил курс на коллективизацию и индустриализацию и утвердил директивы о том, что экономика страны должна работать конкретными пятилетними планами.

Для скачка в экономическом развитии стране были нужны такие художники, архитекторы и дизайнеры, которые бы умели выполнять производственный заказ. Не разрушать всё старое авангардом и мечтать о небесных городах, а разрабатывать технологии, которые можно немедленно внедрять на заводах, и проектировать сугубо полезное здесь и сейчас.

Подрисовано на фотографии профессором А. Весниным: «Здание ВХУТЕМАС. Праздничное оформление К 10-летию Октября. 1927 г.»
Изображение: Культура.рф

Во ВХУТЕИНе:

  • Обучение на основном отделении сократили с двух лет до года.
  • Срок образования продлили с четырёх до пяти лет.
  • Выделили семь факультетов — полиграффак, дерметфак, архфак, живфак, скульптфак, керамфак, текстфак.
Сборник работ студентов ВХУТЕИНа, 1929 год
Изображение: Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929

ВХУТЕИН готовит художников нового типа — художников, обслуживающих промышленность, организующих быт и обслуживающих культурно-политическую борьбу рабочего класса. <…>

Совершенно очевидно, что ВХУТЕИН, подготовляя художников-инженеров для промышленности, тем самым выполняет ответственную задачу по хозяйственному строительству страны. В общей системе высшего технического образования он занимает определённое и прочное место. Главная его задача и смысл его существования в подготовке специалистов, необходимых для быстрого и качественно высокого развития социалистической промышленности.

Но ВХУТЕИН выполняет ещё вторую задачу. Он подготовляет специалистов высшей квалификации, необходимых для культурного социалистического строительства. Специализации расширяются. Развитие промышленности тесно связано с развёртыванием пролетарской культурной революции.

П. Новицкий, «О природе ВХУТЕИНа». 10/V 1929 г.

Проект стульев для кинотеатра. Дипломная работа студента ВХУТЕИНа Галактионова под руководством Родченко и Милославского
Источник: ВХУТЕИН. 1929
Ленинград. Декоративная установка на трибуне, выполненная по проекту бригады студентов ВХУТЕИНа на площади Урицкого (Дворцовой) к 1 мая 1930 года
Фото: Universal History Archive / Universal Images Group / Getty Images

Но на этом модификации художественной школы не закончились — в 1930 году началась реформа всего высшего образования в СССР.

В 1930-м московский ВХУТЕИН перестал существовать, и на обломках изначально единой школы были организованы отдельные самостоятельные институты:

  • Архитектурный.

Он получил здание того самого Строгановского училища, с которого началась история, и стал МарХИ.

  • Полиграфический.

Впоследствии он стал Московским государственным университетом печати, а ещё позже — частью московского Политеха.

  • Текстильный.

Сейчас он называется Московский государственный текстильный университет имени А. Н. Косыгина.

  • Художественный.

Теперь это Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова.

Ленинградский ВХУТЕИН в апреле 1930 года стал Институтом пролетарских изобразительных искусств, причём туда перевели живописный и скульптурный факультеты московского ВХУТЕИНа. Ещё через два года он был преобразован в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, который теперь называется Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина. Одновременно с этим в 1932 году обучение живописи и скульптуре вернули в Москву: сначала организовали факультет в Полиграфическом институте, потом на его базе Московский институт изобразительных искусств. С 1948 года это Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова.

Подобное дробление происходило и в других высших учебных заведениях: факультеты становились самостоятельными узкопрофильными институтами. В них давали меньше теории, чем в академических университетах, и больше практики — всё для того, чтобы быстро подготовить много специалистов для начавшейся индустриализации.

О преподавателях и студентах ВХУТЕМАСа и о том, что они создали, мы расскажем в отдельной статье.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!





Курс с трудоустройством: «Профессия Графический дизайнер PRO» Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована