«Важно запомниться»: как юрист стала дизайнером одежды и создала свой бренд
Долгие годы Ирина работала юристом в крупной корпорации. А потом увлеклась дизайном одежды, ушла из офиса и теперь успешно развивает свой бренд Znaki.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Ирина Зайцева
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Создаёт стильные коллекции и развивает свой бренд одежды Znaki: участвует в маркетах, выставляется в шоуруме в центре Москвы и продвигает соцсети.
Ирина рассказала:
- как увлеклась моделированием одежды и начала свой путь в мире моды;
- что нового узнала из курса для дизайнеров;
- какие ошибки совершала и почему перестала продавать одежду на Wildberries;
- какие способы продвижения бренда использует;
- как одеваться стильно и не перегружать гардероб.
Своим примером я рушу все распространённые стереотипы о дизайнерах одежды, ведь прежде, до перехода в профессию, никогда не рисовала и даже не наряжала кукол в детстве. Деятельностью увлеклась вслед за своей подругой и за неполные два года прошла большой путь. Совершила много ошибок, но приобрела бесценный опыт. Сейчас мой бренд активно развивается и уже имеет постоянных клиентов.
«Я строила карьеру в корпорации, но случайное увлечение изменило мою жизнь»: о начале пути
По образованию я юрист. По специальности работала 11 лет: строила карьеру в крупной корпорации, где доросла до руководителя направления по судебной работе. Долгое время юриспруденция так сильно увлекала меня, что занимала все мои мысли, даже в свободное время. Но в какой-то момент я поняла, что хочу найти для себя «настоящее» хобби, переключиться. Желательно — на что-то творческое.
Не то чтобы в моей жизни совсем не было креатива. Всё-таки для победы в судах нужно уметь нестандартно мыслить и постоянно генерировать уникальные идеи. Но мне хотелось чистого творчества.
Сперва я увлеклась производством эфирных масел, но быстро остыла. Потом занялась керамикой, танцами, участвовала в концертах. Подобного так долго не было в моей жизни, что каждое следующее дело только подпитывало желание творить и пробовать новое.
Знакомство с моделированием одежды произошло случайно. Подруга, тоже руководитель, но в IT-направлении, родила свою первую дочку и столкнулась с проблемой: она никак не могла найти подходящие вещи для ребёнка и тогда… решила создать их сама. Я просто наблюдала за инициативой со стороны, пока однажды не поняла, что тоже хочу попробовать. Процесс захватывал.
Начала самостоятельно изучать информацию. Много читала о том, как моделируется одежда, как запускается бренд, как повышается его востребованность, как добиться хорошего соотношения цены и качества. И наконец, решилась на важный шаг — создание своей марки одежды.
«Люблю, когда всё структурировано»: о процессе учёбы и отсутствии трудностей
Придумала идею и название бренда, Znaki, совместно с дизайнером разработала логотип, начала искать ткани, конструкторов одежды и подходящий цех для пошива. Для каждого шага смотрела случайные вебинары в интернете, читала статьи, но в основном — двигалась методом проб и ошибок.
Однако уже скоро стало очевидно, что мне необходим комплексный подход в новом деле: основательные, а не отрывистые знания о дизайне и ведении своего бизнеса. Я в принципе такой человек: без осязаемого информационного фундамента чувствую себя очень неуверенно.
Приступила к поиску. Изучила программы по дизайну одежды от разных крупных образовательных платформ и остановилась на курсе от Skillbox. Оно зацепило меня больше других. Параллельно решила сразу же прокачать и финансовую грамотность: разобраться с бухгалтерией, составлением отчётов и прочим — поэтому дополнительно взяла ещё и курс о финансах для предпринимателей.
Обучение увлекло меня с первых лекций, из раза в раз я узнавала что-то новое о дизайне одежды. На первых модулях, например, нам рассказывали про историю моды и современную фешен-индустрию, учили подмечать тренды, затем — объясняли, как составлять мудборд, рисовать скетчи изделия, подбирать ткань.
Особых сложностей в процессе учёбы я не испытывала. Получив задание, сразу понимала, что и как нужно сделать, у кого что спросить, а что погуглить. Думаю, в этом мне сильно помогал мой предыдущий опыт обработки большого объёма информации в вузе и на работе. Общаясь в чате, я замечала, что сложнее всего приходится как раз тем ребятам, кто не получал высшего образования и не работал.
Я человек структуры, поэтому организация обучения пришлась мне по душе: материал был логично и последовательно разбит по темам, а куратор всегда находилась на связи и доходчиво отвечала на вопросы. Учиться стало ещё проще, когда я поняла, что каждый может выбрать свой темп обучения и каких-то общих дедлайнов не существует.
Кроме того, в развитии своего дела меня сильно мотивировала внеучебная деятельность, которую организовывали кураторы и продюсеры: они устраивали для нас встречи с известными дизайнерами одежды и создателями брендов. Те делились своим опытом и отвечали на вопросы.
«Целый год я занималась только одеждой»: о запуске своего бренда
Первое время я разрывалась между работой и учёбой. Но быстро поняла: чтобы добиться результата, нужно сфокусироваться на чём-то одном. Поэтому в январе 2023 года приняла непростое решение уйти с основного места работы.
Я давно задумывалась о переменах: на самом деле для увольнения у меня накопилось немало причин, но лишь большая цель — запустить свой личный бренд — подтолкнула всё же сделать этот важный шаг. К юриспруденции при этом я не потеряла интереса: возможно, однажды ещё вернусь к профессии. Ну, или как минимум точно буду использовать накопившиеся знания в ведении своего дела.
Весь 2023 год я занималась исключительно одеждой — созданием мини-коллекций, пошивом, продажей, продвижением своего бренда. Даже сайт сама собрала на конструкторе.
В качестве первой коллекции отшила яркие весенне-летние вещи. Подходящего конструктора одежды для этой линейки нашла довольно быстро, а вот с цехами пришлось сложнее. В одном — просрочили все дедлайны. В другом — часть одежды отдали с непонятными пятнами. В третьем — плохо кроили, и рукава изделия получились слишком короткими.
Конечно, не обошлось и без моих ошибок. Изначально я предполагала, что буду продавать одежду своего бренда на Wildberries. Казалось, туда проще всего зайти. Но, загрузив на платформу свою первую весенне-летнюю коллекцию и запустив продажи, я поняла, что нужно искать другие пути.
На маркетплейсе хорошо продаются лишь очень дешёвые вещи или те, в чьё продвижение вложили большие суммы. Остальные товары покупатели почти не видят. Я снизить цену не могла: для пошива я использовала довольно дорогую ткань, и она сильно повышала себестоимость изделия. А продвигаться хотела своими силами и в меньших бюджетах, а не за счёт площадки.
«Арендовала рейл, участвую в маркетах, развиваю соцсети»: о продажах и продвижении
История с весенне-летней коллекцией стала для меня бесценным опытом. Сначала я переживала, что всё пошло не по плану и идеального запуска не случилось, а потом… позволила себе неидеальность — искать, пробовать, ошибаться.
Прежде всего задумалась о смене стратегии и каналов продаж. Ушла с Wildberries (финальной точкой стала потеря товара), а вместо телеграм-канала, на который подписывались только друзья и родственники, завела страничку в ныне запрещённой соцсети. Стала публиковать там не только вещи, но и процесс создания коллекций, информацию о себе. Теперь аудитория потихоньку растёт.
Кроме того, я арендовала рейл в очень атмосферном шоуруме Place 17.32 в самом центре Москвы, в старинном особняке. А ещё — начала участвовать в маркетах. Сама продаю вещи, рассказываю о коллекциях, отвечаю на вопросы. Живое общение с клиентами бесценно. У меня даже появились «постоянники», которые возвращаются ко мне снова и снова и дают обратную связь — о тканях, опыте носки, впечатлениях.
На маркете важно запомниться людям: только лишь качественной одежды для этого недостаточно. В качестве проявления заботы я стараюсь придумывать милые детали: недавно, например, угощала гостей имбирным печеньем в индивидуальной новогодней упаковке.
А ещё прямо сейчас я пересматриваю концепцию бренда Znaki. Хочу сильнее и точнее выразить своё внутреннее «я» через одежду, цвета и крой. В осенне-зимней коллекции, например, использовала только пастельно-приглушённую цветовую гамму. Она сильно мне откликается.
Постепенно нарабатываю опыт в организации производственных процессов. Многое уже понимаю интуитивно: в каком стиле сделать фотосессию, какое количество ткани закупить, сколько каждая из услуг подрядчиков стоит. Теория с курса сильно выручает.
Признаюсь: несмотря на юридическое образование и большой судебный опыт, на старте проекта в новой сфере я вела себя слегка наивно и иногда верила исполнителям на слово. Но, наступив на разные грабли, усвоила урок: теперь всегда прописываю условия сотрудничества в договоре, а с теми, кто работать официально не согласен, — в сообщениях.
«Хочу шить небольшие, но долговечные и трендовые коллекции»: о планах на будущее
В моей голове — огромное количество идей. Как на сегодняшний день, так и на несколько лет вперёд. Поделюсь ближайшими планами:
Развиваться в новой профессии и создавать более сложные вещи и коллекции.
Уже сейчас мы с конструктором прорабатываем несколько моделей с необычными конструкциями. Это очень интересно.
Открыть своё место.
Будь то корнер или маленький магазинчик. Главное для меня — создать в пространстве свою, особенную атмосферу, за которой клиенты будут возвращаться.
Собрать постоянную команду.
Маленькую, но сплочённую и эффективную. Весь прошлый год я работала одна, для меня это нетипично. Всё-таки я командный игрок: на прошлой работе у меня классно (без преувеличения) получалось руководить и создавать бесстрессовую дружескую атмосферу.
Расширить аудиторию бренда.
За счёт активности в соцсетях и на маркетах. А также, возможно, при помощи коллабораций с блогерами.
Податься на размещение на Lamoda.
Этот маркетплейс больше других соответствует ценностям моего бренда.
А если заглянуть лет на пять вперёд, скажу так: хочу, чтобы мой проект уверенно рос и процветал. Имел пускай и не очень большую, но постоянную и лояльную аудиторию. В моей идеальной картине будущего я шью небольшие, но долговечные и в меру трендовые коллекции. В количестве немного меньшем, чем существующий спрос. Всё-таки я не хочу засорять планету ненужными вещами.
«Выглядеть стильно не так сложно»: что я посоветую, как дизайнер одежды
Одежда позволяет нам самовыражаться и создавать определённое впечатление у окружающих. Поделюсь несколькими проверенными и универсальными советами по стилю:
- Старайтесь выглядеть не только стильно, но и уместно.
Очевидно, что на работу и на вечеринку мы одеваемся по-разному. Но даже для деловых встреч образы могут различаться: в зависимости от того, готовы вы пойти на компромисс в переговорах или намерены настаивать на своём. Смотрите на свою одежду на как инструмент и больше размышляйте о том, какое впечатление хотите произвести.
- Ориентируйтесь на тип фигуры, а не на тренды.
Базовая, качественная вещь, которая хорошо сидит и удобна в носке предпочтительнее трендовой, но неудобной.
- Покупая понравившуюся вещь, представляйте, куда и при каких обстоятельствах вы её наденете.
Подумайте, с чем и куда вы будете носить топ с пайетками или салатовую блузу. Зачастую вещи, купленные спонтанно, просто висят в шкафу.
- Периодически проводите ревизию гардероба (даже если он небольшой).
Проверяйте, достаточно ли в нём «верхов» и «низов» на разные сезоны. Расставайтесь с вещами, которые не носите уже больше двух лет, а ещё — с теми, что давно и безвозвратно вышли из моды. Оптимально, если основа вашего гардероба соответствует долгосрочным трендам или относится к базовой одежде.
- Составляйте список недостающих вещей.
Подумайте, какими свежими и актуальными предметами одежды и аксессуарами вы бы хотели дополнить свой гардероб. Например, у вас слишком много ярких блузок и футболок — значит, нужна белая рубашка и два топа спокойных тонов.
- Старайтесь, чтобы большую часть вашего гардероба составляли вещи из натуральных тканей.
При этом не стоит фанатично выискивать вещи из 100% бамбука или крапивы. Праздничные наряды обычно делают из синтетики, и это нормально. Но я, например, в рамках своего бренда дополняю платье из пайеток хлопковой подкладкой. Вкрапления искусственных или синтетических волокон тоже имеют определённый смысл: с ними вещи лучше сохраняют вид, становятся теплее (например, начёс у спортивного костюма из футера не может быть натуральным на 100% — это технологически невозможно).
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Фейсбук и Инстаграм на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».