Nike получила патент на дизайн кроссовок
Но её обвиняют в монополизации рынка.
Nattawit Khomsanit / Shutterstock
Ведомство по патентам и товарным знакам США одобрило запрос компании Nike на регистрацию модели Air Jordan. Бренд получил патент на три самых узнаваемых силуэта кроссовок — Air Jordan 1, Air Jordan 1 Low и Air Jordan 1 Low SE.
Впервые линейка появилась в продаже в 1985 году, но зарегистрировать её как товарный знак компании удалось только сейчас. Документы для оформления патента они подали только в июле прошлого года. Благодаря этой сертификации Nike сможет легально бороться против подделок и контрафактных товаров.
Патент, в частности, защищает дизайн. Под эту категорию попадают внешняя и внутренняя стороны кроссовка, язычок, на котором расположены отверстия для шнурков, а также подошвы, узоры на них и линии швов по периметру. Подделкой будет считаться повтор расположения этих элементов относительно друг друга.
До этого в судебных делах компания опиралась только на фирменный стиль, то есть на основные черты предмета, которые потребитель может идентифицировать даже без логотипа. Однако это не всегда позволяло подтвердить в суде факт плагиата. В случае с патентом или товарным знаком доказать нарушения прав на них гораздо проще.
Впрочем, не все остались довольны политикой Nike. Дизайнер Уоррен Лотас, которому не так давно пришлось отозвать целую партию кроссовок из-за иска от компании, заявил, что они выдвигают ненужные требования и пытаются запугивать малые предприятия, чтобы ограничить их творческую свободу.
В то же время Роберто Лопес, основатель компании RGL Consulting Group, которая помогает независимым брендам отстаивать свои права, запустил петицию против патента Nike. Он обвиняет корпорацию в предоставлении ложных заявлений, чтобы получить документы, гарантирующие федеральную защиту товарных знаков.