Лайк и шер: шерстяная «Метаирония»
Дизайнерские свитера и шарфы, связанные на машинке 1997 года.
Изображение: metaironia.store
Игорь Костриков — 29-летний дизайнер из Екатеринбурга, живёт и работает в Москве. Он основал марку вязаной одежды «Метаирония». С сентября 2020-го Игорь занимается машинным вязанием и создаёт свитеры, шарфы, жилеты и другие вещи из натуральных материалов.
«Слово „метаирония“ появилось как описание того, что происходило со мной, когда я начал заниматься вязанием: тогда я оказался в мире тётенек-вязальщиц, которые, конечно, не упускали возможность меня затроллить на каждом шагу (никогда не видели двухметрового пацана за вязальной машиной, наверное)».
Игорь занимается самостоятельно всеми процессами — дизайном, подбором пряжи, закупками, сэмплированием, непосредственно вязанием, шитьём, фотографией, упаковкой, соцсетями и продажами. Это его первый бизнес. Наработав опыт и набрав лояльную аудиторию, Игорь остро ощущает необходимость создания полноценной команды.
«Я работаю на старой полупромышленной машине 1997 года (это, на секунду, 24 года технике). В моём распоряжении одна машина, которая и отвязывает всю продукцию. Есть склад пряжи и склад готовых изделий (спойлер — всё это в одном месте), а также небольшой швейный цех, в котором отдельные детали превращаются в готовые изделия. В планах — организовать съёмочное пространство, стиральный и сушильный цеха, а также провести апгрейд производства».
Игорь хотел заняться вязанием примерно с 2014–2015 года. Тогда он понял, что вязаная одежда — это очень консервативный жанр, в котором есть узоры с оленями и ромбики, но совершенно отсутствует современный дизайн. А если и можно найти дизайнерский свитер, то это будет Raf Simons или изделие из смеси акрила и шерсти.
«Я купил старую (74 года) ручную вязальную машину и начал пробовать с ней разбираться. Тогда я думал, что всё получится само собой, но всё оказалось совсем наоборот, и, не отвязав толком ничего, я продал вязальную машину с мыслью: „Ну ок, я хотя бы попробовал“. Прошло несколько лет, я переехал в Москву. Но затем меня настигло выгорание в своей сфере. Почти 10 лет я работал копирайтером и писал идеи для разных рекламных акций, слоганы, сценарии. И я снова задумался о своём производстве. В этот раз я нашёл в интернете 4-месячный учебный курс, прошёл его, купил примерно такую же машину, как у меня была за несколько лет до этого, и начал вязать».
Первым изделием, которое связал Игорь, был шарф с надписью «Не колюсь». Шутка в том, что он кололся. На ручной машине без компьютерного блока управления один шарф создавался примерно за неделю работы по вечерам. Но дело пошло: Игорю стали приходить заявки, просьбы связать изделие на заказ.
«Моё главное правило — сюжет должен вызывать улыбку. Так что для дизайна я использую все шутки, которые приходят мне в голову. Копирайтерское прошлое тянет меня в сторону надписей, но сейчас я учусь доносить идеи визуально, а не через текст. Ищу баланс между тем, чтобы вещь была визуально красивой, можно было с ней собирать образы, но при этом чтобы шутка была понятной для прочтения. Я могу делать новые дизайны в единственном экземпляре хоть каждый день — и работать уже непосредственно с откликом аудитории. Когда работаешь с трикотажными фабриками, таких возможностей нет».
У Игоря есть апсайкл-проект — он изготавливает топы из остатков производства.
«От каждого свитера у меня остаётся примерно 100–150 граммов высококачественного полотна из итальянской шерсти и хлопка, которые по факту некуда девать. Выбрасывать остатки мне не хотелось с самого начала (фэшн-индустрия — один из главных вкладчиков в фонд мирового мусора), поэтому вместе с подругой мы придумали серию летних топов… В ближайшее время планирую показать зимнюю версию — рукавицы-митенки. И вообще, приглашаю апсайкл-проекты к сотрудничеству, так как обрезки производятся регулярно и не выбрасываются, и это большое поле для творчества, на которое у меня не хватает сил и времени».
«Дорогие читатели! Занимайтесь производством физических вещей! Бросайте торговать воздухом и невербальными продуктами — мой опыт работы в рекламе говорит мне: ваши самые гениальные идеи могут быть до неузнаваемости обезображены некомпетентными заказчиками. Но то, что вы сделаете сами, будет только таким, как этого хотите вы!» — говорит Игорь.