Научная группа из Оксфордского университета Design, Interrupted изучает, как алгоритмы на базе искусственного интеллекта, используемые «Инстаграмом»* и Pinterest, влияют на то, как дизайнеры и архитекторы ищут вдохновение. Исследователи считают, что из-за этого работы становятся однообразными.

Фото: Stephen Phillips / Georgia de Lotz
Мэгги Мустаклем, которая придумала проект, заинтересовалась этим вопросом, когда работала дизайнером трикотажных изделий и заметила, что её творения похожи на то, что делают все остальные.

Фото: Charles Deluvio
«Я разработала свитер с петлями из Pinterest, и его продавали в магазине в Нью-Йорке за 400 долларов, а затем я увидела такой же в Uniqlo за 40 долларов и в дорогом магазине за 800 долларов», — сказала исследовательница изданию Dezeen.
«Я знаю, что это одни и те же петли, они были у всех на досках Pinterest. Двое из нас были в Нью-Йорке, один — в Токио, и все мы видели одно и то же изображение. Вот так я заинтересовалась проблемой».
Раньше дизайнеры искали журналы или каталоги в библиотеках, а теперь они пользуются быстрым поиском в Pinterest или «Инстаграме»*. При этом с 2016 года ленты соцсетей определяются алгоритмами, которые используют искусственный интеллект, чтобы предлагать пользователям контент на основе их предпочтений.
С 2016 года ленты социальных сетей в формируются с помощью алгоритмов, которые используют машинное обучение, чтобы показать пользователю наиболее привлекательный для него контент.
Мустаклем говорит: «Я называю это повседневным ИИ». Она уверена, что влияние этих поисковых алгоритмов на креативность признано и исследовано меньше, чем в других областях.
«Мы понимаем, что алгоритмы ограничивают наш опыт, если дело касается, например, политики, но, когда дело доходит до творчества, мы по-прежнему говорим: „Это потрясающе, что я могу посмотреть так много всего“», — сказала она.
Чтобы изучить это явление и побудить дизайнеров и архитекторов задуматься о нём больше, Design, Interrupted проводит офлайн-семинары, где одна группа испытуемых проводит визуальное исследование, используя печатные издания, а вторая — используя интернет.
Когда участникам такого семинара поручили найти идеи для виллы в испанском стиле, трое из них наткнулись в интернете на изображения бывшего дома Бритни Спирс недалеко от Лос-Анджелеса. «Это удивительно, потому что на самом деле здание не демонстрирует испанские культурные особенности или методы строительства, это роскошная вилла в американском стиле, — сказала Мустаклем. — Разница существенна, если думать о том, что будет разработано на основе этих изображений».
Мустаклем запустила проект Design, Interrupted в 2019 году, ещё до появления генеративных инструментов искусственного интеллекта, таких как Midjourney и DALL-E 2, которые быстро синтезируют изображения по текстовому запросу. Но она считает, что использование ИИ ещё больше усугубляет проблемы, связанные с поиском в социальных сетях. Алгоритм предложит не самое креативное решение, а самое распространённое.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!