Хотя формальные программы онбординга есть у 75% российских предприятий, четверть заводов не имеют системной адаптации, но 18% из них планируют внедрить адаптацию в течение года. Это выяснилось в результате опроса HR и руководителей 102 производственных предприятий, который провела HRTech-компания «Поток».
Как чаще всего адаптируют новичков
Почти половина компаний, которые адаптируют сотрудников, обходятся без цифровых инструментов, 20% — комбинируют цифровые и традиционные подходы, а 7% полностью перевели адаптацию в онлайн. Из цифровых инструментов используют такие:
- корпоративные мессенджеры — 62%;
- корпоративный портал — 56%;
- корпоративные СМИ — 30%;
- видеоконференции — 26%;
- чат-боты — 22%.;
- LMS-системы — 20%;
- онбординг-платформы — 15%.
19% производственных предприятий применяют ИИ-инструменты для таких задач, как составление регламентов, анализ опросов и персонализации процесса адаптации, для сбора обратной связи и оценки знаний, а также в качестве бота-наставника, отвечающего. Ещё 41% предприятий планируют внедрить ИИ-инструменты в ближайший год.
Типичные проблемы онбординга и адаптации
71% респондентов уверены, что ключ к успешной адаптации новичка — наставник. Но при этом основной проблемой в период онбординга 60% называют отсутствие времени наставников и руководителей. Другими негативными факторами назвали неэффективную коммуникацию (45%), психологический дискомфорт (30%), отсутствие обратной связи, а ещё сложности в технологических процессах (по 29%).
Похоже, ещё одной проблемой является то, что ответственность за адаптацию на предприятиях размыта: 41% участников опроса считают, что это «общее дело» — от наставника и руководителя до HR и самого новичка; 23% называют ключевым лицом руководителя, 15% полагают, что это дело HR, а 11% — наставника.
Всё это сказывается на удержании: лишь у 24% предприятий почти все новички остаются дольше года. У 27% удерживаются примерно половина сотрудников (50–80%). А у 5% испытательный срок успешно проходит меньше 10% новичков.
При этом только 13% производственных компаний России понимают, сколько они тратят на адаптацию сотрудников. Ещё 15% производств не считают затраты на адаптацию, у 54% нет отдельно выделенного бюджета на онбординг, а 18% затруднились ответить.
Планы по адаптации персонала выглядят более системными. В 2026 году: 41% промышленных компаний намерены автоматизировать онбординг, 38% собираются запустить новые обучающие программы, а каждое десятое предприятие — открыть корпоративный университет.