Событие описывается в недавно опубликованной книге «The Machine» — её автор рассказывает о рождении, расцвете сервиса бронирования отелей, а также кризисе, возникшем на фоне пандемии.
По словам автора, в 2016 году неизвестный получил доступ к персональной информации о бронировании отелей в странах Ближнего Востока — в базе были данные тысяч пользователей. В руки хакера попали имена клиентов и планы их поездок. Факт утечки независимо подтвердили три бывших специалиста по безопасности и менеджер, которые работали в то время в компании.
С помощью американских частных детективов отдел безопасности сервиса смог идентифицировать хакера. Американец (предположительное имя — Эндрю) работал в компании, которая сотрудничала со спецслужбами США. С какой именно, не уточняется, — на территории страны их 18.
Информация о том, что американские и британские спецслужбы следят за сайтами отелей, появилась ещё в 2013 году. Тогда бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден сообщил, что Британское агентство разведки, безопасности и кибербезопасности (GCHQ) создало программу «Королевский консьерж», чтобы следить за передвижениями иностранных дипломатов.
А пресс-секретарь Booking.com подтвердил, что в 2016 году их специалисты заметили «необычную активность»:
«Наша служба безопасности изучила этот вопрос и немедленно начала расследование. По его итогам не было обнаружено никаких доказательств вредного воздействия утечки на частную жизнь пользователей. Поэтому Booking не сообщил о ней».
Это уже не первый случай, когда Booking замалчивает свои факапы. Ранее, в том же 2016 году, суд оштрафовал компанию на 475 тысяч евро за то, что она слишком поздно сообщила властям об утечке персональной информации, а также данных кредитных карт 4 тысяч клиентов.
Вот что думают по этому поводу пользователи Hacker News:
«Я вообще не удивлён. Знакомые работают в офисе Booking в Нидерландах, поэтому я наслышан о том, как там принято вести бизнес. Чего только стоит маркетинговый прием вроде „осталось только X номеров, успейте забронировать!“, когда этих номеров гораздо больше. За это, кстати, компанию оштрафовал суд. Их не интересует ничего, кроме прибыли. К сожалению, сегодня вся эта индустрия такая».
«Это могла бы быть одна из сотен статей о русских, китайских, иранских, украинских или северокорейских хакерах, в которой читателей убеждали бы, что у мира есть „плохая“ и „хорошая“ стороны. Но реальность такова, что у нас есть „плохая“ и „худшая“ стороны. Людям трудно проглотить эту пилюлю, отсюда и поток статей, призванных „выпрямить“ эту точку зрения».
«Это случилось незадолго до принятия Общих правил защиты данных (GDPR) в Евросоюзе. Тем не менее, по национальным законам, действовавшим в то время, Booking.com были обязаны уведомить о произошедшем своих пользователей. Вред, который наносят спецслужбы, шпионящие за бронированием отелей, может быть довольно высоким для пользователей, и не Booking.com судить о его масштабах. Еще в 2016 году компания должна была обнародовать факт и уведомить Dutch Data Protection Authority (прим. ред. Голландский орган по защите данных)».
«Когда европейские государства или США говорят о демократии, свободе, АНБ, Ассанже, американских беспилотниках, убивающих детей, продаже оружия, финансировании реакционных режимов, правах человека, перевооружении и т.д. Я чувствую, что мне нужно еще раз прочитать Ленина!»