В России работают над технологией для ароматизации фильмов
Устройство можно будет купить за 50 тысяч рублей.
национальная технологическая инициатива
Разработкой занимается компания Illusion при поддержке Национальной технологической инициативы. Прототип устройства представляет собой колонку с четырьмя барабанами, в каждом из которых по семь сменных картриджей, пишут «Ведомости». Девайс можно подключать по Bluetooth к телевизору или компьютеру.
Во время показа фильма Illusion Aroma синтезирует и распыляет запахи через картриджи в зависимости от сцены на экране. На начальном этапе запахи будут «смонтированы» в дорожку (работает по аналогии со звуковой дорожкой). А позже за их подбор станет отвечать нейросеть — она научится распознавать объекты на экране и добавлять подходящие запахи из библиотеки в дорожку.
«Запахи распределяются по фильму так же, как звук. Множество запахов мы планируем обеспечивать смешиванием, как на цветовой палитре. Мы проанализировали сцены более сотни фильмов и выделили наиболее частые запахи, которые обязательно будут в библиотеке. Например, запах кофе и свежей выпечки», — рассказал руководитель проекта Илья Финатов.
У Illusion в планах сдавать такие устройства в аренду, предложить их кинотеатрам для небольших залов или напрямую покупателям. Разработчики оценивают устройство Illusion Aroma в 50 тысяч рублей. По мнению экспертов, цена сильно ограничивает целевую аудиторию продукта и увеличивает требования по части передачи запахов и их схожести с настоящими.
Чтобы завершить работу над устройством и предложить его рынку, Illusion необходимо 20 млн рублей инвестиций. Вложений проект ждёт со стороны Национальной технологической инициативы и от частных инвесторов.
Прошлые аромаэксперименты
Illusion не первая компания, решившая ароматизировать фильмы. Например, в 2001 году DigiScents представила устройство iSmell. Оно подключалось к компьютеру, получало код запаха и распыляло его. Однако для того, чтобы разработка стала востребованной на рынке, нужно было оснастить все компьютеры специальным устройством. Поэтому идея оказалась провальной. Компания потеряла на ней 20 млн долларов инвестиций.
А в 2013 году японцы выпустили устройство ChatPerf. Оно подключалось через порт к iPhone 4 и iPhone 4S. В девайсе настроили ряд запахов, которые можно было отправлять с помощью специального мобильного приложения другим владельцам ChatPerf.
Эксперты отмечают, что сделать прорыв в этой сфере компаниям было достаточно тяжело. Одна из причин — сомнительная польза. Технологии ароматизации нашли большее применение в маркетинге, поскольку запахи в помещении могут повышать продажи.