В России работают над технологией для ароматизации фильмов
Устройство можно будет купить за 50 тысяч рублей.
Разработкой занимается компания Illusion при поддержке Национальной технологической инициативы. Прототип устройства представляет собой колонку с четырьмя барабанами, в каждом из которых по семь сменных картриджей, пишут «Ведомости». Девайс можно подключать по Bluetooth к телевизору или компьютеру.
Во время показа фильма Illusion Aroma синтезирует и распыляет запахи через картриджи в зависимости от сцены на экране. На начальном этапе запахи будут «смонтированы» в дорожку (работает по аналогии со звуковой дорожкой). А позже за их подбор станет отвечать нейросеть — она научится распознавать объекты на экране и добавлять подходящие запахи из библиотеки в дорожку.
«Запахи распределяются по фильму так же, как звук. Множество запахов мы планируем обеспечивать смешиванием, как на цветовой палитре. Мы проанализировали сцены более сотни фильмов и выделили наиболее частые запахи, которые обязательно будут в библиотеке. Например, запах кофе и свежей выпечки», — рассказал руководитель проекта Илья Финатов.
У Illusion в планах сдавать такие устройства в аренду, предложить их кинотеатрам для небольших залов или напрямую покупателям. Разработчики оценивают устройство Illusion Aroma в 50 тысяч рублей. По мнению экспертов, цена сильно ограничивает целевую аудиторию продукта и увеличивает требования по части передачи запахов и их схожести с настоящими.
Чтобы завершить работу над устройством и предложить его рынку, Illusion необходимо 20 млн рублей инвестиций. Вложений проект ждёт со стороны Национальной технологической инициативы и от частных инвесторов.
Прошлые аромаэксперименты
Illusion не первая компания, решившая ароматизировать фильмы. Например, в 2001 году DigiScents представила устройство iSmell. Оно подключалось к компьютеру, получало код запаха и распыляло его. Однако для того, чтобы разработка стала востребованной на рынке, нужно было оснастить все компьютеры специальным устройством. Поэтому идея оказалась провальной. Компания потеряла на ней 20 млн долларов инвестиций.

А в 2013 году японцы выпустили устройство ChatPerf. Оно подключалось через порт к iPhone 4 и iPhone 4S. В девайсе настроили ряд запахов, которые можно было отправлять с помощью специального мобильного приложения другим владельцам ChatPerf.
Эксперты отмечают, что сделать прорыв в этой сфере компаниям было достаточно тяжело. Одна из причин — сомнительная польза. Технологии ароматизации нашли большее применение в маркетинге, поскольку запахи в помещении могут повышать продажи.