Что такое брендбук
Как поддерживать фирменный стиль компании пять, десять, пятнадцать лет? Для этого есть специальная инструкция.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Из нашей статьи вы узнаете:
- что правильно называть брендбуком, а что — гайдлайном;
- какие задачи решает брендбук и кому он нужен;
- какие правила бывают для логотипа, шрифтов и цветовой палитры;
- что нужно, чтобы создать качественный брендбук.
Что называют брендбуком
Брендбук в классическом смысле — это объёмный документ, в который входят:
- информация о философии бренда, его история, миссия и позиционирование;
- название бренда с вариациями, слоган, руководство по внутренним и внешним коммуникациям, tone of voice;
- коллекция элементов корпоративного стиля и правила их применения.
Что такое фирменный стиль: подробно и с примерами в нашей статье.
Применяют и более узкую трактовку: под брендбуком понимают каталог элементов фирменного стиля, а также правила о том, как использовать логотипы, цвета, паттерны, шрифты, корпоративные иллюстрации. Правильнее обозначать такое руководство «гайдлайном», но часто дизайнеры и их клиенты называют его «брендбуком».
На английском языке брендбук может называться Brand Manual, Brand Guideline, Branding Guideline, Brand Style Guide, Brand Guide, Brand Identity Guideline.
Зачем нужен брендбук
Цель брендбука — поддерживать имидж бренда и систематизировать все его составляющие, и идеологические, и визуальные.
Это рабочий инструмент сотрудников компании (в первую очередь штатных дизайнеров, а также маркетологов, PR-службы, HR-департамента) и подрядчиков (фрилансеров, студий и агентств, которые создают для компании дизайн продуктов и рекламу).
Рассказываем, какие три большие задачи решает брендбук.
1. Объясняет, показывает и обучает.
В брендбуке есть описание ценностей, смыслов и позиционирования компании, логики и архитектуры. Это даёт контекст визуальным образам и поясняет, почему корпоративные стандарты именно такие. В этом смысле брендбук помогает сотрудникам компании профессионально продвигать продукты, консультировать клиентов, а ещё формирует «корпоративный дух».
Брендбук помогает правильно и внятно презентовать идентичность бренда «внутри» (сотрудникам компании) или «вовне» (клиентам, подрядчикам, журналистам). Кроме того, когда все элементы, пояснения и инструкции по применению айдентики собраны в одном месте, они работают как корпоративный учебник и энциклопедия.
2. Формирует целостное представление о едином фирменном стиле.
В брендбуке обязательно есть раздел с примерами полиграфической продукции, корпоративной формы, презентаций на мокапах. Если у компании появляются новые проекты, продукты, мероприятия и реклама, их оформляют в том же стиле.
Для демонстрации айдентики нужны специальные шаблоны: подобрали для вас 9 сервисов с качественными мокапами.
3. Ускоряет работу и делает её эффективнее.
Когда компании потребуется сделать упаковку для товара или выпустить корпоративные печатные материалы, примеры в брендбуке позволят сделать макеты дизайна по аналогии. Это оптимизирует время работы и расходы.
Какие правила бывают в брендбуке
В подробном брендбуке для каждого элемента айдентики указаны чёткие инструкции: где и как следует его использовать, а что запрещено. Их прописывают для того, чтобы любая часть визуального стиля бренда выглядела узнаваемо, привлекательно и корректно.
Покажем примеры правил для трёх основных элементов фирменного стиля.
Для логотипа и фирменного знака обязательно указывают:
- допустимые и недопустимые действия — например, запрет изменять пропорции;
- охранное поле — минимальное расстояние от логотипа или знака до других элементов дизайна;
- предпочтительный фон;
- подходящую среду для размещения.
Для фирменных шрифтов рекомендации касаются основной гарнитуры, возможных шрифтовых пар и вариантов начертаний: какие следует использовать в основном тексте, заголовках и подзаголовках.
Фирменные цвета в брендбуке могут быть разделены на основные и дополнительные, а также градиенты. Инструкции будут регламентировать их сочетания.
Как делают брендбуки
Чтоба создать качественный и «долгоиграющий» брендбук, нужна команда специалистов разных профилей.
Они разрабатывают брендбук в несколько этапов:
- Проводят глубокий аудит: исследуют бизнес клиента, рынок и тренды, аудиторию. Собирают мудборды и референсы.
- На основе исследований создают «платформу бренда» (иногда этот концепт называют брендингом, идеологией или позиционированием): структуру из фирменного образа, характера, ценностей и стиля коммуникации. Также формулируют стратегию продвижения бренда на рынке.
- На основе платформы разрабатывают единую систему визуальных элементов — фирменный стиль. Как правило, дизайнеры подключаются к работе именно на этом этапе.
- Формулируют и фиксируют исчерпывающие правила использования фирменного стиля на разных носителях.
Когда брендбук сделан, согласован и утверждён, его верстают и распространяют внутри компании и по подрядчикам.
Если компании требуется ребрендинг, то, как правило, она проходит все эти этапы заново. Если нужен редизайн или рестайлинг, можно обойтись без этапов 1 и 2.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Дизайн в каждый дом. Как бюро «Щука» создало коммуникационную бренд-систему для «Циан»
- Редизайн, который никто не заметил: как и зачем в логотипы вносят мелкие изменения
- «Огилви о рекламе»: 5 советов, как сделать дизайн эффективным
- Наружная реклама: что нужно знать дизайнеру
- Редизайн, ребрендинг и рестайлинг — в чём отличие, объясняет арт-директор Стас Жицкий