5 хороших способов написать введение
Как опереться на контекст, эксперта или интересную историю.
cottonbro / Pexels / Polina Vari для Skillbox Media
Со школы мы привыкли, что введение — это такое водянистое предисловие, словесный конферанс. Сперва нужно влажно обозначить своё присутствие, очертить тему — и только после переходить к сути. В результате на свет появляются статьи с введениями вроде:
Как известно, люди издревле заказывали еду. Однако к самому процессу заказа есть вопросы, на которые трудно найти ответы — и сейчас, и в ближайшем будущем. Тем не менее…
Проблема у такого введения одна — статью никто не будет читать, какой бы хорошей она ни была. Потому что введение — это не просто какие-то буковки в начале статьи, которые пишут по привычке со школы, а ценный инструмент. Он решает две важные задачи:
- Быстро показать читателю, о чём вообще пойдёт речь в статье (ответить на вопросы: «О чём это? Почему мне будет это полезно?»).
- Вызвать доверие к автору и его статье (ответить на вопросы: «Кто это написал? Почему я могу этому верить?»).
Хорошее введение должно решать как минимум одну из задач, но лучше — сразу обе. Расскажу, как сделать это пятью способами.
Написать хороший заголовок
Хороший заголовок без труда расскажет о сути статьи (думаю, эта самая статья доказывает жизнеспособность подобного подхода).
Если технические возможности вёрстки позволяют, можно использовать конструкцию: «Заг — подзаг» с транзитивным заголовком и назывным подзаголовком, например:
Сразу к сути
Пять способов написать введение к любой статье, чтобы не потерять читателей в самом начале текста
В таком случае можно обойтись вообще без введения.
Рассказать в одном предложении, о чём речь
Такой способ подходит в 90% случаев и легко решает первую задачу введения. Устроен он просто:
В этой статье мы расскажем о том, как написать хорошее введение к статье пятью способами: от простого к сложному.
В таком случае можно обойтись вообще без введения.
Опереться на эксперта
Если вам повезло и у вас есть эксперт — смело опирайтесь на его экспертизу. Люди особенно доверяют тем, у кого есть научные знания в области, или тем, кто очень долго занимался своим делом.
Часто экспертностью «торгуют» в лженативной рекламе. В детстве я много слушал новости по проводному радио у бабушки и часто встречал такие диалоги:
— Здравствуйте, с вами программа «Старость в радость». И сегодня у нас в гостях — Виктор Петров, профессор Европейского института здоровья. Здравствуйте, Виктор!
— Добрый день. Я сразу хочу посоветовать нашим слушателям пить «Нестарин». Он помогает…
Обычные слушатели проводного радио — старики. Они привыкли доверять учёным, а также тем, кто под них мимикрирует. Стариков обманывать нехорошо, но метод полезный.
Я обычно опираюсь на эксперта так:
В этой статье мы расскажем о том, как написать хорошее введение к статье пятью способами: от простого к сложному. За советами мы обратились к Сергею Королю, директору по контенту в «Яндексе» и редактору с 16-летним стажем.
Опереться на контекст
Такое введение хорошо подходит для статьи, которая выпускается на злободневную тематику (например, привязывается к инфоповоду).
1 июля в России официально запретили выпускать статьи с плохими введениями. Расскажем, как начать статью правильно, чтобы не пострадал читатель. И вы тоже.
Статьи с опорой на контекст хорошо воспринимаются, потому что щекочут нежелание человека упустить что-то важное, что касается его лично. Поэтому иногда можно найти контекст или косвенно связать себя с новостью — например, так:
Число вакансий редакторов растёт — по данным hh.ru, на 20–25% в год. Одно из главных отличий хорошего редактора от плохого — умение писать текст, который с первых строк показывает пользу и важность для читателя. Поэтому вместе с Сергеем Королём, реда…
Создать историю
Это самое сложное, но одно из самых действенных введений в редактуре. Можно буквально в паре абзацев рассказать небольшую историю в формате «арки героя». Вот один из моих любимых примеров в «Тинькофф Журнале».
Введение в формате истории:
- читается живо и весело;
- позволяет синхронизировать автора и читателя (читатель думает: «О! Да! Это прямо про меня, я сам такой же!»);
- создаёт привязанность читателя к автору буквально с пары строк.
Создать такое введение — сложно. О том, как устроена микроистория и как связаны Владимир Пропп и Джозеф Кэмпбелл, я расскажу в своей следующей статье.