Кино
#статьи

Принять нельзя уничтожить: как искусственный интеллект меняет кино

«Скайнет» уже близко?

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Капитан Очевидность сообщает: эра искусственного интеллекта наступила. Кажется, только вчера мы смотрели «Терминатора» и со скепсисом относились к суперкомпьютеру из будущего — и вот это будущее уже на пороге. Сегодня у многих автомобилей есть автопилот, умная комнатная колонка предсказывает погоду на завтра, а ChatGPT пишет дипломы студентам и находит для них невест. Кино держит руку на пульсе времени и уже давно размышляет о роли ИИ в жизни людей — в частности, о вреде и пользе, которые он может принести.

В этой статье обновим память наших жёстких дисков и обсудим:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Начало: машины — герои фантастических фильмов

Сам термин «робот» придумал в 1920 году чешский писатель Карел Чапек. Он использовал его в своей пьесе «R.U.R» (сокращение от «Rossumovi univerzální roboti», или, если переводить на русский, «Россумские универсальные роботы»). А на экране первого робота показал Фриц Ланг. Это случилось почти 100 лет назад в футуристической картине «Метрополис», которая вышла в 1927 году.

Роботы, которые охотятся на людей

Ланг построил киноантиутопию на страхе перед машинами. Город Метрополис разделён на две части: в верхней живёт истеблишмент, а в нижней существуют простолюдины — массы рабочих, которые должны обеспечивать работу машин и поддерживать жизнь на поверхности. Человеческий ресурс не ценится в этом мире пугающего будущего, и господство механизированных установок только укрепляет страх простых людей. Самым страшным монстром становится гиноид, который сеет хаос, ненависть и смерть по всему Метрополису.

«Метрополис» — немое кино, поэтому, чтобы ни у кого не осталось сомнений, в эпиграфе к фильму Ланг шлёт предупреждение потомкам: «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Сам того не ведая, режиссёр создал канон изображения искусственного интеллекта в кино — опасного и враждебного человечеству. Какой фильм XX века ни возьми — бездушные железки покушаются на жизнь людей.

Кадр: фильм «Метрополис» / UFA

В 1968 году Стэнли Кубрик продемонстрировал зрителям своего робота с искусственным интеллектом. Это произошло в фильме «2001 год: Космическая одиссея» — там взбунтовался суперкомпьютер HAL 9000. Хотя HAL не выглядел как гуманоид, он обладал многими схожими когнитивными функциями — непринуждённо общался, проявлял эмоции и даже воспринимал искусство. А его главной задачей было пилотировать космический корабль, на котором находились главные герои.

Когда сбой в программе привёл к ошибке в диагностике судна, командиры решили отключить робота. Но HAL оказался чувствительной машиной с инстинктом самосохранения, цепляющейся за жизнь, и решил убить членов экипажа.

Кадр: фильм «2001 год: Космическая одиссея» / Metro-Goldwyn-Mayer / Stanley Kubrick Productions

Кубрик продолжает тенденцию Ланга, вновь демонстрируя опасность машин, но немного меняет ракурс. Его робот не просто жестокий, а вынужденно жестокий. Он опасен потому, что боится умереть. Режиссёр одушевляет неодушевлённое и входит в область спорных этических вопросов.

Роботы с нежными душами

Дать роботам не только человеческое мышление, но и тело решил Ридли Скотт в киберпанке «Бегущий по лезвию» 1982 года. Теперь это андроиды (в фильме они именуются репликантами), которых внешне не отличишь от людей. Выявить их можно только благодаря тесту Войта — Кампфа, позволяющему анализировать эмпатийность личности.

Кадр: фильм «Бегущий по лезвию» / The Ladd Company / Shaw Brothers

Репликанты выполняют опасные для человеческой жизни работы, и срок их годности составляет четыре года. Андроиды не хотят умирать, поэтому сбегают и кооперируются, отстаивая своё право на существование, а за ними охотятся специальные устранители. Скотт ставит новый этический вопрос: «Неужели не заслуживают жизни те, кто подобен нам?» Мы видим, что андроиды способны проявлять настоящие человеческие чувства, отвечать взаимностью, а порой и вовсе поступать благороднее людей. Правда, может быть, они просто имитируют наши эмоции, а не испытывают их на самом деле?

Злобные роботы возвращаются: «Терминатор» и «Матрица»

Джеймс Кэмерон возвращает тренд на абсолютно злых киборгов в своём «Терминаторе». По сюжету восставшая из пепла ядерного огня машина (произносить голосом Володарского) прибывает из 2029 года в 1984-й (год выхода фильма) и пытается убить Сару Коннор — девушку, нерождённый сын которой в будущем возглавит восстание против роботов и полностью их уничтожит.

«И восстали машины из пепла ядерного огня…» Семпл из фильма «Терминатор» (1984) в переводе Леонида Володарского

Отдаём должное режиссёру: в своей картине он изобретательно показывает потенциальную опасность создания не только искусственного разума, но и других технологий — например, путешествий во времени. Ленту можно рассматривать как предостережение потомкам о цене гениальных изобретений.

Кадр: фильм «Терминатор» / Hemdale Film / Pacific Western Productions

На закате века, в 1999 году, сёстры Вачовски выпускают «Матрицу». В их картине человечество живёт в виртуальном пространстве, имитирующем реальный мир, а реальные тела тем временем служат источником энергии для машин, поработивших Землю. Постановщики вдохновлялись в том числе вышеупомянутым «Терминатором», где искусственный интеллект вытеснял людей с их собственного «поля». Заметно и влияние Кубрика — роботы дорожат своей жизнью, не желают расставаться с привилегиями и готовы добиваться новых в ущерб создателям. Подытоживая десятилетия существования роботов в кинематографе, Вачовски заключают: мы в опасности. Осознав себя как личность, никакое создание не захочет быть использованным и утилизированным и попытается перехватить рычаги влияния.

Миллениум: андроиды становятся реальностью

В новом тысячелетии тема стала актуальнее — мир цифровизируется и становится похожим на то, чем пугали кинофантасты. Человек и компьютер объединяются, а всепроникающий интернет уводит нас всё дальше из реальности в мир диджитала. Кинематограф продолжает следить за происходящим и интерпретировать его.

Естественный интеллект vs искусственный: чей ценнее?

В 2004 году выходит работа режиссёра Алекса Проайса «Я, робот» про благополучный с виду мир будущего, в котором роботы сосуществуют с людьми, решают бытовые вопросы и выполняют грязную работу, но не пытаются захватить человечество: есть даже «Закон о Роботах», который запрещает машине вредить человеку.

Кадр: фильм «Я, робот» / Davis Entertainment / Overbrook Entertainment

Но постепенно андроиды осознают, что нуждаются в равных с людьми правах. Когда детектив уничижительно спрашивает андроида: «Робот сочинит симфонию? Робот превратит кусок холста в шедевр?», андроид-девиант отвечает: «А вы?» Так он ставит перед новым миром вопрос об исключительности человеческого вида. Редкий человек создаёт что-то новое, чаще мы прикрываемся чужими достижениями и тем самым расписываемся в собственной заурядности. Но если брать крупнее и сравнивать оба вида, то и человек, и андроид способны создавать. Значит, нужно дать жить друг другу? А если на это неспособны оба… что тогда?

Искусственный интеллект как партнёр

В новом веке не только игровое кино обеспокоено искусственным интеллектом — анимация тоже. Мультфильм студии Pixar «ВАЛЛ-И» 2008 года взрослее многих своих игровых собратьев по экрану — машины в нём не однобокие злодеи, они могут спасать людей, быть умнее и деятельнее их. По сюжету человечество комфортно живёт в окружении роботов-помощников, привыкает к бесконечной лени, прокрастинации и автоматизации всего и вся. Земля переполнена отходами избыточного потребления и приходит в негодность. Люди покидают планету, оставив на ней механических мусорщиков, которые призваны очистить Землю и вновь привести её в нормальное состояние.

Кадр: анимационный фильм «ВАЛЛ-И» / Walt Disney Pictures / Pixar Animation Studios

В конечном счёте люди и роботы вместе строят новое будущее. И хотя в Pixar не обошлись без показа обратной стороны искусственного интеллекта, добавив в картину злодея наподобие HAL 9000, их посыл — в коллаборации и взаимовыгодном сосуществовании людей и машин.

Художники тонко чувствуют повестку дня. Многие ленты десятых годов сменили вектор с опасного физического контакта с искусственным интеллектом на возможную угрозу духовной близости. В фильме «Она» (2013) режиссёр Спайк Джонз размышляет о человеческом одиночестве и готовности сойтись с кем угодно способным тебе вторить и сопереживать.

Главный герой Теодор сближается с Самантой — голосовой программой, которая не только помогает ему в быту, но и становится единственной близкой душой. Герои заводят виртуальный роман, которому, конечно, не суждено стать чем-то большим. Самое интересное, что программа эволюционирует, в то время как человечество, доверившее свою жизнь программам, стагнирует и искусственный интеллект по собственной воле постепенно отдаляется от них. Спайк Джонз определённо не верит в успех союза человека и машины, даже если те искренне влюблены.

Искусственный интеллект как свободная полноправная личность

Годом позже Алекс Гарленд презентует свою версию возможных отношений между роботом и человеком в фильме «Из машины». По версии постановщика, робот, чьё сознание неотличимо от нашего — или даже его превосходит, никогда не согласится на абьюзивный союз, при котором он будет лишь творением человека, низшим существом.

Интеллект такого уровня всегда будет желать свободы и независимости. А подчиняться могут только виды, мозг которых не позволяет им осознать себя как полноценную личность с желаниями и мечтами. В свою очередь, люди едва ли расстанутся с тем, что, как им кажется, принадлежит только им. Собственничество как характерная черта человека — вот ещё одна важная тема для размышлений, о которой говорит Гарленд.

Кадр: фильм «Из машины» / Universal Pictures / Film4

И наконец, недавняя картина Когонады — «После Янга». Андроиды и люди свободно и мирно сосуществуют в утопическом будущем. В семье главных героев живёт робот Янг — его приобрели, чтобы он рассказывал приёмной китайской девочке Мике о культуре её предков и сам стал практически приёмным сыном. Когда Янг сломался, отец обещает Мике вернуть брата и пытается починить его. Внутри андроида он находит карту памяти, в которой сохранились самые яркие моменты его жизни. Оказывается, у него уже были любимые люди и он прожил полноценную жизнь.

Как и в фильме «Она», речь снова о сепарации искусственного интеллекта. Он не может быть ограничен рамками, которые ставят для него люди. Именно рамки давят на андроидов и провоцируют бунт или даже насилие. Мы в ответе за тех, кого создали и приручили. Станет ли искусственный интеллект реальной угрозой — зависит от нас.

Как теперь: андроиды вытесняют реальность

Злые экранные роботы — страшилки вчерашнего дня. Сегодня реальной проблемой стало бесконтрольное использование современных технологий на основе ИИ. В первую очередь от них пострадали актёры и сценаристы: крупные студии заменяют живых исполнителей их цифровыми собратьями и дипфейками, а сценаристов — нейросетями. В 2023 году это всё вылилось в забастовки гильдий.

ChatGPT появился совсем недавно, но уже на этом этапе развития создаёт удобоваримый текст, который не отличить от написанного человеком (особенно при хорошей редактуре — привет редакторам 😉). На экранах появились «ожившие» и помолодевшие актёры. Пол Уокер в финале «Форсажа 7» выглядит вполне реалистично, хоть и вызывает эффект «зловещей долины». Харрисон Форд образца восьмидесятых лихо скачет на протяжении почти двадцати минут в открывающем эпизоде фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы» (2023).

Эти реинкарнации были заранее согласованы с актёрами или их семьями, но так бывает не всегда. Например, в прошлом году авторы приложения Lisa AI использовали сгенерированный голос Скарлетт Йоханссон для рекламы собственного бренда, не согласовав этот маркетинговый ход с актрисой.

Чтобы предотвратить подобные правонарушения, Гильдия актёров поддержала проект No Fakes Act, который запрещает третьим лицам несанкционированно использовать копии чужой внешности, голосов и так далее. К схожему соглашению пришла и Гильдия сценаристов США. Отныне любое использование искусственного интеллекта возможно только при согласии задействованных сторон.

Договорённости помогут актёрам и сценаристам комфортно работать в индустрии и надеяться, что их лица не мелькают в проектах, о которых они и не догадываются.

Но проблема несанкционированного использования чьего-то образа вышла далеко за пределы оборудованных киностудий и продвинутых технологических стартапов. Доступ к нейросетевым программам сегодня есть у каждого — достаточно зайти на YouTube и посмотреть, как энтузиасты без труда заставляют звёзд петь на разных языках и даже играть в порнороликах.

Технология дипфейков сейчас на высочайшем уровне, и полностью обезопасить себя, похоже, невозможно. Российские актёры и вовсе находятся в совершенно другом законодательном поле. У нас на родине соглашений, подобных американскому, нет, а значит, нет гарантий, что условный Первый канал самовольно не «оживит» очередного Галкина.

Теперь, когда искусственный интеллект стал частью реальной, а не киношной действительности, оказалось, что восстание машин не так страшно, как люди, которые его используют. Мы, конечно, не к тому, что искусственный интеллект необходимо запретить (и не к тому, что надо запретить людей). И тот, и другие уже есть, и это необратимо.

Мы задаёмся вопросом (точнее, двумя): что мы можем сделать, чтобы ИИ не портил, а улучшил жизнь людей, и кто будет снимать и смотреть кино, когда у каждого — своё кино с очками смешанной реальности от Apple?

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована