Образование
#новости

Исследователи доказали важность «трансцендентного» мышления для развития мозга подростков

Похоже, развивать такой тип мышления можно за счёт образовательных подходов.

Американские учёные показали, что особый тип мышления, которое они назвали «трансцендентным», может способствовать развитию мозга подростков. Этот тип мышления характеризуется тем, что свои конкретные интерпретации той или иной ситуации человек дополняет абстрактными соображениями системного уровня, которые выходят за рамки этой ситуации. Проще говоря, человек может делать из ситуации более широкие, абстрактные и глубокие выводы, чем те, что лежат на поверхности.

Результаты работы опубликовали в журнале Scientific Reports. Они показывают, что чем больше подросток рассуждал определённым образом и пытался извлечь уроки из рассказанной в ходе эксперимента истории, тем заметнее улучшалась координация между сетями его мозга в течение следующих двух лет.

Как проходил эксперимент

В эксперименте участвовали 65 школьников разного пола в возрасте 14–18 лет. Все они учились в государственных средних школах Лос-Анджелеса в районах с низким уровнем социально-экономического развития. Ни у кого из них не было в анамнезе употребления наркотиков, алкоголя, а также психических проблем.

В ходе эксперимента всем участникам показали 40 правдивых историй о жизни подростков со всего мира. Для корпуса подобрали интересные рассказы, вызывающие смесь положительных и отрицательных эмоций. Сначала экспериментатор делился историей, используя заранее заученный сценарий, а затем проигрывал минутное видео с участником истории. После показа каждого видео экспериментатор спрашивал: «Какие чувства вызывает у вас эта история?». Участники объяснили свою реакцию на мини-фильмы в двухчасовых интервью, которые исследователи записали на видео, расшифровали и интерпретировали.

Затем записанную речь подростков анализировали, выделяя в ней «трансцендентные» конструкции. Это были высказывания, отражающие:

  • анализ ситуации на системном уровне или моральные суждения и любопытство относительно того, как работают социальные системы;
  • обсуждение общих последствий, точек зрения, личных уроков или ценностей, извлечённых из истории;
  • анализ качеств характера, ума и точки зрения главного героя.

Обычное обсуждение непосредственной ситуации, в которой оказался герой истории, оценка его действий или простые эмоциональные реакции трансцендентными не считались.

Перед экспериментом участники исследования прошли функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) в состоянии покоя. Через два года её повторили, чтобы зафиксировать изменения в развитии нейронных сетей мозга. Через пять лет после первоначального сбора данных, когда участникам было чуть больше двадцати, исследователи вновь связались с ними для оценки их психосоциального благополучия.

Какие результаты показал эксперимент

В предыдущих исследованиях авторы показали, что «трансцендентное» мышление опирается на работу сразу многих сетей мозга. Среди них есть две основные сети, важные для психологического функционирования: сеть когнитивного контроля и сеть пассивного режима работы мозга. Сеть когнитивного контроля участвует в управлении сфокусированным и целенаправленным мышлением. А сеть пассивного режима работы мозга активна при всех видах мышления, выходящих за рамки «здесь и сейчас», — например, при воспоминаниях о личном опыте, мечтах о будущем или творческом мышлении, а также при переживании устойчивых эмоций, таких как сострадание, благодарность и восхищение.

Сравнив данные фМРТ участников до эксперимента и через два года, исследователи обнаружили, что чем больше подросток в ходе эксперимента рассуждал и пытался извлечь уроки из рассказанной истории, тем сильнее у него улучшалась координация между разными мозговыми сетями. Причём изменения не были связаны с IQ или с социально-экономическим фактором. Кроме того, у тех, кто демонстрировал большее количество рассуждений, более полно проявлялось формирование идентичности в позднем подростковом возрасте и удовлетворённость жизнью через пять лет после эксперимента.

Полученные данные, считают исследователи, доказывают, что подросткам важно делиться точками зрения по поводу социальных и личных проблем и обсуждать их связи. Как минимум умение рассуждать таким образом характеризует важный этап в их развитии, в том числе с точки зрения нейрофизиологии. Вопрос о том, можно ли повлиять на развитие мозга, внедряя в образовательные программы такие дискуссии, авторы надеются изучить в будущем. Пока они предполагают, что полезными могут быть образовательные подходы, ориентированные на гражданское воспитание и анализ социальных систем.

Ранее учёные выяснили, что возраст 10–15 лет является критическим для формирования исполнительных функций у подростков. Это означает, что школьные годы — самое время для развития способностей к планированию и самоконтролю. А для того, чтобы принимать свои решения и учиться им следовать, подросткам нужен достаточный уровень автономии.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована