Как написать игру на JavaScript
Современные браузеры позволяют создавать игры с полноценной графикой. Рассказываем, как написать простые гонки на JavaScript и HTML5.
vlada_maestro / shutterstock
Сейчас браузеры дают JavaScript-разработчикам огромное количество возможностей для создания интересных сайтов. Раньше для этого использовался Flash — он был популярен, и на нём было создано бессчётное количество игр, плееров, необычных интерфейсов и так далее. Однако они уже не запустятся ни в одном современном браузере.
Дело в том, что технология Flash тяжеловесна, а также полна уязвимостей, поэтому от неё стали отказываться. Тем более что появилась альтернатива в виде HTML5 — в этой версии появился элемент canvas.
Canvas — это холст, на котором можно рисовать с помощью JS-команд. Его можно использовать для создания анимированных фонов, различных конструкторов и, самое главное, игр.
Из этой статьи вы узнаете, как создать браузерную игру на JavaScript и HTML5. Но прежде рекомендуем ознакомиться с объектно-ориентированным программированием в JS (достаточно понимать, что такое класс, метод и объект). Оно лучше всего подходит для создания игр, потому что позволяет работать с сущностями, а не с абстрактными данными. Однако есть и недостаток: ООП не поддерживается ни в одной из версий Internet Explorer.
Вёрстка страницы с игрой
Для начала нужно создать страницу, на которой будет отображаться холст. Для этого потребуется совсем немного HTML:
Теперь нужно добавить стили:
Обратите внимание, что в HTML элементу canvas были заданы нулевые ширина и высота, в то время как в CSS указано 100%. В этом плане холст ведёт себя как изображение. У него есть фактическое и видимое разрешение.
С помощью стилей меняется видимое разрешение. Однако при этом размеры картинки останутся прежними: она просто растянется или сожмётся. Поэтому фактические ширина и высота будут указаны позже — через скрипт.
Скрипт для игры
Для начала добавим заготовку скрипта для игры:
В этом скрипте есть всё, что необходимо для создания игры: данные (массивы), функции обновления, прорисовки и управления. Остаётся только дополнить это основной логикой. То есть указать, как именно объекты будут себя вести и как будут выводиться на холст.
Логика игры
Во время вызова функции Update() будут меняться состояния игровых объектов. После этого они отрисовываются на canvas с помощью функции Draw(). То есть на самом деле мы не двигаем объекты на холсте — мы рисуем их один раз, потом меняем координаты, стираем старое изображение и выводим объекты с новыми координатами. Всё это происходит так быстро, что создаётся иллюзия движения.
Рассмотрим это на примере дороги.
На холсте выводится вот такое изображение и постепенно двигается вниз. Сразу же следом будет выводиться ещё одна такая же картинка, благодаря чему создастся ощущение бесконечной дороги.
Для этого создадим класс Road:
В массив с фонами добавляются два объекта класса Road:
Теперь можно изменить функцию Update(), чтобы положение изображений менялось с каждым кадром.
Остаётся только добавить вывод этих изображений:
Теперь можно посмотреть, как это работает в игре:
Пора добавить игрока и NPC. Для этого нужно написать класс Car. В нём будет метод Move(), с помощью которого игрок управляет своим автомобилем. Движение NPC будет осуществляться с помощью Update(), в котором просто меняется координата Y.
Создадим первый объект, чтобы проверить.
Теперь в функцию Draw() нужно добавить команду отрисовки автомобилей.
В функцию KeyDown(), которая вызывается при нажатии на клавиатуру, нужно добавить вызов метода Move().
Теперь можно проверить отрисовку и управление.
Генерация игровых объектов
Следующий шаг — добавление машин. Они будут создаваться на ходу и удаляться, когда зайдут за край.
Для этого понадобится функция генерации случайных чисел:
С её помощью в функции Update() с определённой вероятностью будет создаваться объект и добавляться в массив objects:
Теперь можно увидеть, как новые машины появляются вверху экрана:
При столкновении пока ничего не происходит, но это будет исправлено позже. Сначала нужно убедиться, что объекты, которые пропали из виду, удаляются. Это нужно, чтобы не забивать оперативную память.
В класс Car добавляем поле dead со значением false, а потом меняем его в методе Update():
Теперь нужно изменить функцию обновления игры, заменив там код, связанный с объектами:
Если не удалять объекты, то игра начнёт тормозить компьютер, когда будет сгенерировано слишком много машин.
Столкновение игровых объектов
Теперь можно приступить к реализации коллизии (англ. collision — столкновение). Для это нужно написать для класса Car метод Collide(), в котором будут проверяться координаты машин:
Теперь нужно в функцию Update() добавить проверку коллизии:
Вот что будет в игре:
В момент коллизии можно добавить любую логику:
- включение анимации;
- добавление эффекта;
- удаление объекта;
- изменение здоровья и так далее.
Всё это остаётся на усмотрение разработчика.
Заключение
Получилась довольно простая игра, но этого вполне достаточно, чтобы разобраться, как в JS можно работать с графикой и как в целом создаются игры. Изображения и полный код игры можно найти в репозитории на GitHub.
Использование canvas хорошо подходит для работы с графикой: он даёт большие возможности и не сильно загружает браузер. Также сейчас разработчикам доступна библиотека WebGL (примеры и использование), с помощью которой можно значительно повысить производительность и работать с 3D (canvas так не может).
Разобраться в WebGL может быть непросто — вероятно, вместо этого многим интереснее попробовать движок Unity, который умеет компилировать проекты для их запуска в браузере.