Агентство поискового маркетинга Impulse.guru провело исследование о перераспределении долей поисковых систем в 2024 году, о факторах, влияющих на трафик, и о ключевых трендах, определяющих будущее развитие рынка. Полную версию исследования можно получить по ссылке.
Рассказываем, как изменились доли поисковиков на российском рынке в 2024 году, какие перспективы у технологии генеративного поиска и как происходящие изменения повлияют на SEO.
Как изменились доли поисковиков в 2024 году
Популярность «Яндекса» в России продолжает расти. В 2024 году доля запросов к российскому поисковику на всех устройствах составила 70,7%. По сравнению с 2023 годом, она выросла на 9,6%.
При этом на мобильных устройствах доля «Яндекса» пока что остаётся ниже, чем на десктопах, — 68,4% против 73,47%. Однако темпы роста в этом сегменте в 2024 году были выше — 10,64% против 8,5%. Исследователи считают, что это связано с действием закона об обязательной предустановке отечественного ПО. Благодаря этому требованию новые Android-устройства поступают в продажу со встроенными «Яндекс Браузером» и «Яндекс Поиском».
Исследователи отмечают, что динамика роста «Яндекса» замедлилась. Это говорит о постепенной стабилизации рынка, считают они. Основной перераспределительный процесс после ухода Google из России уже произошёл. Дальнейший рост будет зависеть от технологического развития и пользовательских предпочтений либо от возможных блокировок, отметили в Impulse.guru.
Доля Google в 2024 году составила 27,85%, сократившись по сравнению с 2023-м на 9,1%. Другие поисковики не показали значительных изменений: у Bing доля на рынке в 2024 году составила 0,93%, у Mail.ru — 0,14%, у Yahoo — 0,13%.
Какие перспективы у генеративного поиска
В 2024 году генеративный поиск пока не оказал серьёзного влияния на рынок, однако его популярность стремительно растёт. «Яндекс» и Google уже начали внедрять технологии ИИ в поиск, и это может кардинально изменить привычные сценарии взаимодействия с информацией. Хотя пока неясно, как это повлияет на SEO, эксперты сходятся во мнении, что перемены неизбежны и принесут с собой изменения в работе поисковой оптимизации.
Генеративные ответы в поиске пока не оказывают сильного влияния на количество поисковых запросов, но они снижают CTR органических результатов. В ближайшие пять лет традиционные поисковые системы сохранят свои позиции, однако в будущем модели потребления контента могут измениться.
Владимир Вершинин
Head of SEO в Rutube
Как изменения повлияют на SEO
У каждой поисковой системы — свои принципы работы и оценки качества сайтов. По словам исследователей, Google делает акцент на технической оптимизации и качественных ссылках, в то время как «Яндекс» больше учитывает поведение пользователей и региональные особенности.
Оптимизация сайта должна учитывать целевую аудиторию проекта, а не просто статистику по стране. Сегодня «Яндекс» продолжает наращивать долю рынка, но Google сохраняет сильные позиции за счёт мобильной аудитории и строгих технических требований. В перспективе перекос в сторону «Яндекса» может уменьшить влияние ссылочных факторов и стимулировать развитие более качественного контента.
Илья Русаков
CEO impulse.guru
Интересуетесь SEO? Прочитайте эти материалы редакции «Маркетинг» Skillbox Media
- Что такое SEO: как работает, сколько стоит и какие результаты может принести
- Как использовать поисковые подсказки в продвижении сайта: кейсы и рекомендации
- Кто такой SEO-специалист: чем он занимается, сколько зарабатывает и как им стать
- Гайд по «Яндекс Вордстату». Как подбирать ключевые слова для рекламы, SEO и контента
- Поведенческие факторы: большой разбор. Как их улучшить? Можно ли накрутить?