Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Как стать гуру контекстной рекламы: профессия директолога

Рассказываем, где учиться на директолога и как привлекать в бизнес клиентов с помощью рекламы в «Яндекс.Директе».

Когда вы пытаетесь найти что-то с помощью «Яндекса», в результатах появляются не только сайты, проиндексированные системой, но и объявления с пометкой «Реклама». Посмотрите пример на скриншоте:

На первой странице по популярному запросу видны только платные объявления

Директолог — специалист, который занимается созданием, настройкой и ведением рекламных кампаний. Название произошло от системы «Яндекс.Директ» — это сервис, с помощью которого платные объявления размещают в поисковой системе.

Что делает директолог

Чтобы разобраться, чем конкретно директолог занимается, пройдемся пошагово по всему процессу.

  1. К нему обращается предприниматель — например, владелец регионального автосервиса: «Хочу клиентов из “Яндекса”».
  2. Директолог расспрашивает заказчика, по каким ключевым словам люди ищут его услуги в поиске. Получает 10–20 подсказок, например «заменить резину на авто» и так далее.
  3. С помощью специальной программы директолог расширяет поле ключевых слов до 100–200, отфильтровывает ненужные.
  4. Создает рекламную кампанию и объявления под эти запросы.
  5. Следит за бюджетом — система работает по особому, аукционному алгоритму. Платить придется за клик по объявлению. Стоимость зависит от популярности запроса среди рекламодателей: чем выше конкуренция, тем дороже. Если же директолог подберет ключевое слово «без конкуренции», то клик будет дешевле.
Так выглядит личный кабинет директолога с разными рекламными кампаниями

Это условная схема работы специалиста. В действительности же сюда добавится много переговоров и аналитики.

Плюсы и минусы профессии

Директологом быть непросто, и вот почему.

Плюсы:

  • соискателей высокого уровня на рынке мало, так как специальность «молодая»;
  • большой спрос — новичок быстро найдет работу в агентстве;
  • можно работать удаленно;
  • новые заказчики при качественной работе становятся постоянными;
  • можно работать за фиксированную сумму, можно — за процент от приведенного клиента.

Минусы:

  • «Яндекс.Директ» развивается, придется тратить время на обучение;
  • после двух-трех настроенных кампаний творчества становится меньше, рутины — больше;
  • вы привязаны к одной системе: если в «Яндексе» изменятся правила использования сервиса, придется передоговариваться с клиентами;
  • заказчикам приходится долго объяснять, почему вы не можете сразу назвать стоимость всей рекламной кампании. Не все понимают принцип динамического ценообразования.

Что должен знать специалист по контексту

Хороший директолог умеет составлять семантическое ядро — все ключевые слова, по которым потенциальные клиенты ищут продукт заказчика. Причем использовать только простые коммерческие запросы недостаточно — по ним высокая конкуренция и стоимость получается большой.

Обратная сторона — сложные информационные запросы, которые пользователи используют редко: цена за клик будет небольшой, но и поток клиентов создать не выйдет. Нужно искать золотую середину. Об этом мы рассказываем в статье «Как составить семантическое ядро для сайта».

Задача директолога — не просто создать рекламную кампанию, но и регулярно тестировать ее. Вычислить, какие объявления лучше работают, по каким запросам пользователи охотнее переходят на сайт. Понять, как эффективнее тратить деньги заказчика, чтобы он получил много клиентов по приемлемой для него цене.

Для этого нужно разбираться в аналитике, знать метрики: количество уникальных посетителей, клики на сайте, путь клиента. Учитывать бизнес-показатели: эффективность бюджета, стоимость потенциального клиента и реального покупателя. Опытный директолог может сделать тестовую кампанию за небольшой бюджет и на основе получившихся данных спрогнозировать будущие расходы.

К каждой кампании можно привязать «Яндекс.Метрику» — директолог должен разбираться в статистике

О том, чтобы досконально изучить сервис «Яндекс.Директ», мы и не говорим — это очевидно. Прочтите все записи на странице для специалистов по рекламе. Отслеживайте новые публикации в блоге сервиса. Конечно, этого недостаточно для плодотворной самостоятельной работы. Но эти навыки помогут стартовать и, например, получить стажировку.

Инструменты директолога

Начните с этих трех — они помогут разобраться с ключевыми словами, составить полное семантическое ядро и провести аналитику рекламной кампании.

Посмотрите популярность «ключей» среди пользователей в «Яндекс.Вордстат». Исключите слова меньше чем с 30 показами в месяц. В правой колонке смотрите подсказки — что еще ищут люди, заинтересованные сферой. Проверьте свои гипотезы и составьте список из 20–30 «ключей».

Добавьте их в Key Collector. Программа cформирует большое семантическое ядро и покажет конкурентность запросов, а заодно спрогнозирует примерную стоимость цены за клик по каждому запросу. Это не готовый список ключевых слов — каждое еще придется изучить и решить, использовать ли его в кампании.

Для аналитики попробуйте «Яндекс.Метрику». Сервис подскажет, по каким запросам чаще всего кликают пользователи сайта. Прочитайте блог сервиса, там много полезной для директолога информации.

«Яндекс.Вордстат» подсказывает, какие еще запросы интересны пользователям

Сколько зарабатывает директолог

На HeadHunter по запросу «директолог» предлагают 202 вакансии. Зарплатные «вилки» в большинстве случаев большие — специалисту предлагают оклад плюс процент. С минимальным опытом работы на позиции младшего специалиста реально заработать 25–40 тысяч рублей. Больше 50 тысяч рублей предлагают тем, у кого есть портфолио в разных нишах и умение работать с бюджетом от 500 тысяч.

Если захотите зарабатывать хотя бы 80–100 тысяч рублей, то придется изучать другие рекламные сети и погружаться в аналитику бизнес-процессов.

На HeadHunter много вакансий от 80 тысяч рублей

Как стать востребованным специалистом

Профессия директолога новая, изучить ее в классическом университете нельзя. Попробуйте один из трех путей.

1. На своих проектах

Выделите 10–20 тысяч рублей, создайте сайт на бесплатном конструкторе, например, на Tilda, и попробуйте себя в амплуа бизнесмена. Что-то продавать на самом деле не обязательно, ваша задача — привлечь на лендинг потенциальных клиентов и убедить их оставить электронную почту.

Обратите внимание, что на проверку всех гипотез может потребоваться много денег, поэтому лучше отработать сначала одну-две. 

2. Самостоятельное обучение и стажировка в небольшом агентстве

Этот вариант интереснее. Проштудируйте все справочные материалы «Яндекс.Директа» и «Яндекс.Метрики», составьте несколько семантических ядер. Отправляйте резюме в агентства и проситесь на стажировку. Если повезет, то сможете наработать опыт и получить проекты в портфолио. Возможно, вы что-то заработаете — 10–15 тысяч рублей за месяц работы полными рабочими днями. 

3. Обучение и стажировка в крупной компании

Хороший вариант — выучиться на специалиста по контекстной рекламе. Придется разобраться не только в «Яндекс.Директе», но и в других рекламных сетях. Понять, как мыслить стратегически и привлекать потенциальных клиентов, а не просто заставить пользователя кликнуть по ссылке.

Попробуйте курс от Skillbox. Кроме запуска кампаний, сможете ориентироваться в customer journey map, будете оптимизировать бюджет и даже управлять размещением в «Яндекс.Маркете». Успешных студентов приглашают на стажировку в агентство MediaNation. В штате работают больше 100 человек, есть у кого перенять опыт.

Контекстная реклама от 0 до PRO
Лучшие практики рынка раскроют все тонкости работы с контекстной рекламой, расскажут о базовых понятиях и помогут углубить существующие знания. В основу курса положены инструменты и правила 2018 года — самые актуальные изменения, позволяющие получить максимум результата от любого рекламного бюджета.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Хочешь получать крутые статьи по интернет-маркетингу?
Подпишись на рассылку Skillbox
Новогодняя распродажа курсов