Образование
#Интервью

«Мне нравится превращать хаос в систему»

Руководитель методического отдела Skillbox Марина Харахордина о проектировании онлайн-курсов, работе с экспертами и концепции life-long learning.

 vlada_maestro / shutterstock

Краткая справка

Марина Харахордина работает методистом с 2017 года. С июня 2019 года — в Skillbox. Здесь она выросла до руководителя методического отдела и теперь отвечает за методологию всех программ в онлайн-университете. Вместе с командой Skillbox создала Школу методистов и преподаёт на курсе «Методист образовательных программ».

В интервью Марина Харахордина рассказала:

Методист — это проводник в мир онлайн-образования

 — Если простыми словами объяснять человеку, далёкому от онлайн-образования, то чем занимается методист онлайн-курсов?

— Методист онлайн-курсов — это тот, кто помогает людям достигать их образовательных целей. Если сравнивать, методист — это гид, организатор восхождения в горы. Например, на Эверест. Гид с самого начала знает вашу конечную цель — вы хотите покорить Эверест.

Дальше он узнаёт, кто вы — мама с тремя детьми или олимпийский чемпион. Исходя из этого знания, гид выстраивает маршрут: решает, сколько будет остановок, подбирает подходящие места для отдыха и темп. Его цель — чтобы вы с комфортом добрались до вершины в максимально короткий срок.

Так же и методист анализирует запрос целевой аудитории и её возможности, проектирует программу так, чтобы учащийся освоил новый навык или профессию.

 — Вашу профессию называют по-разному: педагогический дизайнер, архитектор образовательного опыта и методист… В чём разница?

— Да, определений и правда много. Я бы ещё добавила — образовательный технолог, дизайнер образовательного опыта, методолог, проектировщик. Те, кто разрабатывает курсы, сами выбирают название должности и формулируют зоны ответственности у такого сотрудника.

Методолог, архитектор образования, педагогический дизайнер — эти люди проектируют целостную образовательную программу. Как раз выстраивают тот самый глобальный «маршрут»: какие должны быть этапы, чтобы студент пришёл к своей цели.

А методист прорабатывает уже конкретные занятия, вопросы с экспертом, собирает практические задания и дополнительные материалы.

 — Вы говорите, что ученик должен прийти к «своей» цели. Но часто студент покупает курс и ждёт, что за его результаты кто-то возьмёт ответственность. Как в таком случае помочь студенту занять активную позицию и достигать целей?

— Нужно понимать, что ответственность за обучение никогда не ложится полностью ни на экспертов, ни на методистов, ни на студентов. Это всегда совместная работа.

Задача методиста — так спроектировать курс, чтобы у студента было время осмыслить свои действия, порефлексировать. Мы даём все инструменты, чтобы человек переходил из клиентской (пассивной) позиции в активную. Например, мы проводим вебинары, обсуждаем процесс обучения, рассказываем, как помочь себе в учёбе. За каждым студентом закреплён преподаватель, который даёт ему обратную связь по домашним заданиям.

Как стать методистом

 — Говоря о вашем пути: как у вас появилась цель — стать методистом?

 — Когда я изучала иностранные языки, столкнулась с коммуникативными методиками обучения на одном из курсов: 70% уроков мы проходили новые темы в интерактивном формате, работали над проектами в командах и индивидуально. Этот опыт сильно повлиял на меня, и появилась мечта — сделать обучение на русском языке комфортным и интересным с помощью современных методик.

Спустя время я прошла онлайн-курс (они тогда только появлялись). Методика этого курса меня не вполне устраивала. Осознав свой шанс реализовать мечту, я осталась в этой компании в качестве добровольца, чтобы улучшить пройденный мной курс. Меня позвали в штат, и я стала координировать уже несколько онлайн-курсов.

 — Что было самым приятным в той работе?

 — Мне больше всего нравилось анализировать, с помощью каких методов и методик студент может научиться. И однажды я взяла на себя весь пул методических обязанностей. Кстати, английский язык очень пригодился мне в работе. Много литературы по специальности не переведено.

 — Сегодня вы — руководитель группы методического отдела в Skillbox. Что именно вы делаете: разрабатываете курсы или курируете в этом других?

— Напрямую я не участвую в создании новых курсов. Хотя мне очень хочется: каждый квартал пытаюсь поставить себе такую цель в план, но появляются более приоритетные задачи. Для меня важно, чтобы каждый курс для любой аудитории соответствовал нашим ценностям и базовым критериям качества.

Наш отдел быстро растёт, поэтому много времени уходит на подбор и адаптацию команды, выстраивание процессов. С этим помогают тимлиды, они же закрывают все методические задачи и отслеживают метрики.

С каждым кварталом растёт не только количество продуктов, которые мы выпускаем, но и их разнообразие — раньше мы ориентировались на курсы дополнительного профессионального образования, а сейчас у нас есть программы высшего образования, бизнес-образования, B2B.

 — Допустим, стандарты качества всегда на уровне. Что дальше: как сделать так, чтобы онлайн-школа с курсами развивалась, а не стагнировала?

— Важно постоянно пробовать новые методики и всегда искать лучшее решение для студентов. Чем больше будем пробовать, тем больше позитивных кейсов сможем наработать, включим их в общую методологию школы и продолжим развиваться.

Например: вместо обычного итогового диплома мы дали студентам реальные брифы от известных компаний. Мы заметили что подобное задание выполняют чаще и охотнее. Применили эту схему на другом курсе, втором, третьем — увидели, что она работает всегда. Теперь мы стараемся использовать её во всех продуктах.

 — Столько обязанностей — а вы одна. Как справляетесь с большой ответственностью?

— Я стараюсь чаще менять занятия. Мне помогают хобби: я играю на пианино, рисую, изучаю иностранные языки. Это помогает переключиться и вернуться к работе со свежей головой. Также люблю выписывать все свои задачи на лист бумаги или делать карту на онлайн-доске в Miro. Так я визуально понимаю, какие блоки задач у меня есть и что к ним относится. Думаю, что нужно сделать в первую очередь, что можно делегировать, а что — отложить.

Проектирование курсов. Модель ADDIE

 — Методический отдел работает с курсом от идеи и до релиза. Каковы основные этапы при разработке курса?

— Почти все курсы мы разрабатываем по алгоритму проектирования ADDIE. Для масштабов нашей школы — он самый эффективный.

ADDIE — это аббревиатура из пяти составляющих: A(nalysis), D(esign), D(evelopment), I(mplementation), E(valuation).

Analysis — это анализ целевой аудитории, контекста, стейкхолдеров, помогающий исследовать потребности ЦА и требования к компетенциям специалистов по профессиям, которым мы учим.

На этапе Design мы проектируем программу, чтобы студенты могли получить все необходимые знания и умения для решения задач. Из концепции собирается программа, которую мы разбиваем затем на модули. На стадии Development каждый модуль берётся и прорабатывается с отдельными предметными экспертами, которые после записывают лекции в рамках видеопродакшена.

Стадия Implementation — это уже запуск курса, отбор проверяющих преподавателей, размещение информации о курсе на наших ресурсах. Заключительный этап, Evaluation, посвящён оценке разрабатываемого и выпущенного продукта. Достигли ли мы тех результатов, что хотели? Здесь мы должны получить обратную связь, проанализировать её и внести, если нужно, коррективы.

 — Сколько в среднем занимает разработка курса?

— 1-2 месяца. Но процесс может растянуться на этапе записи модулей: иногда приходится ждать, пока у спикера появится свободное время. В целом, курс «под ключ» можно снять за три месяца.

 — Вы рассказали про модель ADDIE. Какие ещё алгоритмы вы используете при проектировании курса?

— Когда мы проектируем курс «от цели», то точно знаем, чему хотим научить студентов. Исходя из цели, мы подбираем оценивающие мероприятия, подходящие модели и методики обучения, а также контент.

Например, они должны приготовить торт: чтобы проверить, что студенты правда научились печь торт, мы устраиваем кулинарный поединок. Чтобы они были к этому готовы, мы проводим вебинары, где рассказываем, из каких ингредиентов состоит торт, какой шоколад лучше, как выпекать и соединять коржи.

Ещё есть алгоритм проектирования «от проблемы».

 — Как проектировать курс «от проблемы»?

— Когда мы говорим про проектирование «от проблемы», всё гораздо сложнее. Мы должны смотреть на предметную область как на набор проблем, с которыми сталкивается специалист. И уже на основе этих проблем подбирать контент.

То есть студенту нужно научиться решать задачи независимо от контекста их появления: как приготовить торт на свадьбу? А как на день рождения? А как сделать маленькие пирожные? И ученик будет сто раз делать торт, но каждый раз в разных условиях — и так научится решать проблему при любых обстоятельствах.

Об эффективности алгоритмов судить трудно, потому что они направлены на разные результаты.

 — А как проверить, что студент успевает за программой и усваивает материал?

— Для каждого курса есть система оценок. Она бывает двух типов: формирующая и итоговая. В рамках формирующей оценки мы ставим промежуточные точки — проверяем, как студент усвоил информацию из уроков. Если получил зачёт по домашнему заданию, значит, можно двигаться дальше. Потом ученика ждёт итоговая оценка в виде дипломного проекта, где он применит все знания и умения, полученные на курсе.

 — Чем методы обучения Skillbox отличаются на фоне других онлайн-курсов?

 — У Skillbox самая большая линейка предзаписанных видеокурсов. Мы по минимуму используем вебинары. То есть студенты всегда получают качественный видеоконтент, после просмотра которого можно переходить к выполнению практических заданий. А всю теорию мы рассматриваем на реальных кейсах.

Ещё у нас есть проект Gamebox. Это практическая лаборатория, в которую можно вступить после прохождения курса из геймдев-направления. Там студенты объединяются в команды и делают проект для реального заказчика под руководством наставника.

Эта отличная возможность для студентов: сразу после обучения применить полученные навыки на реальных кейсах и собрать сильное портфолио. А ещё групповая работа помогает развивать такие soft skills, как командное взаимодействие и креативное мышление. Постараемся, чтобы такие групповые проекты были в каждом направлении.

Как мотивировать команду

 — Вы руководите командой методистов. Как мотивируете сотрудников?

— Сейчас у меня в команде более 20 методистов. Я всех собеседовала лично, и мне важно, чтобы они росли. То есть ключевая мотивация — это возможность учиться и развиваться на рабочих задачах. Например, чтобы каждый участник команды понимал, куда ему двигаться и какие навыки развивать, мы запустили внутренний проект Школы методистов. В Школе мы составляем индивидуальные планы развития для наших сотрудников, обмениваемся опытом, проводим встречи. Школа помогает привлекать и развивать самых сильных специалистов. Один из последних наших проектов — «Скиллсет методиста». Это такой путеводитель по созданию образовательного проекта, который появился в результате работы тимлидов методических команд из нескольких компаний.

Ещё я думаю, что у каждого методиста, помимо рядовых заданий, должен быть проект «по любви»: задача, над которой он готов сидеть часами, чтобы сделать её лучше. Мы стараемся найти баланс между тем, что нужно делать, и тем, что хочется делать.

 — А за что в таком случае ответственен сам методист?

 — За адекватное планирование и оценку своей загрузки, умение вовремя сигнализировать о проблемах и честно признавать свои ошибки. Я считаю, что нет ничего страшного в том, что кто-то с чем-то не справился или ошибся, страшно, если ты это скрываешь и не делаешь из этого выводы.

 — Какие перспективы роста есть у методиста в Skillbox?

— Мы придумали систему грейдирования. Новичок, который приходит в штат, начинает с самой низкой позиции. Дальше он понимает, что ему нужно развивать, чтобы продвинуться. Например, есть возможность вырасти до тимлида. К тому же каждый год появляются новые направления, которые можно взять на себя, — уверена, они добавятся и в следующем году.

У нас собралась разносторонняя команда: кто-то пишет статьи, кто-то преподаёт, занимается исследованиями, выступает на конференциях. А ещё методист может стать спикером на тематическом курсе. Мы хотим, чтобы у каждого была возможность развивать себя как профессионала.

 — У всех методистов Skillbox разные курсы и направления, а что их объединяет?

— Готовность прийти друг другу на помощь, желание делать свою работу качественно, стремление учиться и узнавать новое.

 — Допустим, я решила выучиться на методиста. Сколько я смогу зарабатывать, набравшись опыта?

— Из тех цен по рынку, что я знаю, от 60 до 130 тысяч рублей в месяц в зависимости от точной должности и компании.

Как убедить эксперта в своей правоте

 — Какие ошибки часто встречаются у начинающих методистов?

— Легко ошибиться, когда определяешь целевую аудиторию. Например, ты прорабатываешь курс для одних людей, в голове уже рисуешь картины, как они классно учатся, как хорошо это влияет на групповую динамику, а потом на курс приходят совсем другие ученики. Им будет тяжело, так как программа с самого начала нацелена не на них.

На первых этапах сложно уследить, чтобы везде была чёткая связь между образовательными результатами, методами оценивания и методиками обучения. Если связи нет, то студенты не смогут достичь своих целей, и мы об этом даже не узнаем.

 — Расскажите про трудности, которые у вас чаще всего возникают.

— Самая большая трудность на любом этапе — это работа с экспертами. Хороший курс возможен только при тесном взаимодействии предметного специалиста и методиста.

Практикующие специалисты очень хорошо разбираются в своей теме, но не всегда могут просто объяснить и передать знания студентам. Такое явление даже имеет название — «проклятие знаний»: когда эксперт неосознанно думает: «я же это знаю, значит, знают и остальные, это же элементарно».

Поэтому приходится звать эксперта снова и снова, задавать уточняющие вопросы. И не все готовы к этому. Иногда сложно найти те решения, которые помогут сделать совместную работу эффективной и создать качественный продукт. Приходится искать разные подходы.

 — Как вы боретесь с этим «проклятием знаний»? Что помогает?

— Я всегда заранее извиняюсь перед экспертом, с которым работаю: предупреждаю, что могу быть очень занудной и докапываться до мелочей. Объясняю, что в итоге это поможет понятнее донести до студента тему.

Некоторых экспертов такой подход и вправду злит. Тогда я прошу останавливать, если вдруг переборщила со своими уточнениями. Если эксперт отвечает агрессивно, нужно приостановиться… но лишь на время. А потом вновь вытаскивать необходимую суть. Если ты этого не сделаешь, студент не получит нужного материала или не до конца разберётся.

 — Как вам удаётся убедить эксперта в своей правоте?

— Я всегда стараюсь аргументировать свой вопрос, подкреплять исследованиями — чтобы эксперт понял, что я спрашиваю не просто так. Иногда присылаю примеры готовых курсов и наглядно показываю, как лучше доносить информацию.

Ещё мы всегда подстраиваемся под эксперта: кому-то удобно записывать видео с утра, потому что у него так лучше работает мозг, кому-то — приезжать только в выходные и обязательно рисовать всё на бумаге. Когда создаёшь комфортные условия для эксперта — проще получить то, что тебе как методисту нужно.

Life-long learning

 — В интернете пишут, что профессия методиста входит в тройку самых востребованных на рынке онлайн-образования. Стоит верить?

— Стоит. Сейчас специалисты нужны в команду и мне, и моим коллегам из других онлайн-проектов. У крупных компаний вообще есть свои корпоративные университеты, куда всё время ищут методистов. На наш курс «Методист образовательных программ» пришло больше людей, чем ожидалось. Думаю, в ближайшее время спрос только увеличится.

Ещё один плюс профессии — в том, что из неё можно легко переквалифицироваться: уйти в сервисный дизайн, продюсирование или в исследования.

—  А диплом классического методиста подойдёт для работы в онлайне?

— Да, ведь в основе лежит одна теоретическая база. Нужно лишь освоить модели и методы, которые мы используем в онлайн-образовании.

Кстати, ситуации с онлайн- и офлайн-курсами обстоят противоположно. Сейчас в классических курсах можно использовать десятки методик, а в онлайне мы ограничены очень скудными возможностями. Но сервисы развиваются, и, думаю, скоро эта проблема решится.

 — Есть такая концепция life-long learning, то есть «образование длиною в жизнь» — что вы думаете о ней?

— Недавно размышляла об этом: хорошо, что сейчас всё вокруг быстро меняется. Можно постоянно обучаться и искать себя, используя эту концепцию образования.

Но я бы не назвала её принципиально новой. 50, 100 лет назад — целеустремлённый человек всегда хотел развиваться в своей профессии и открывать новое. Для этого он постоянно учился на работе, учился дома, делал выводы. Но всегда были и есть люди, кому всё это не интересно. Те, кому комфортнее провести на одной должности всю жизнь. И это тоже нормально.

Life-long education в контексте онлайн-образования — вот это уже новая суть. Онлайн-образование делает знания доступными для людей из любых уголков планеты. Там, где, возможно, нет библиотек и нужных специалистов. Теперь, чтобы услышать классных экспертов по интересной теме, не надо никуда ехать, нужно только включить компьютер, голову и заниматься.

 — О многих профессиях существуют стереотипы. Есть ли что-то такое о методистах?

— Надеюсь, не самовлюблённо прозвучит: многие недооценивают эту профессию. Но методист стоит за каждым курсом, учебником, сильным экспертом.

Я часто сталкивалась с тем, что люди не понимают специфики этой профессии и думают, что методист ничем не занимается. А это далеко не так.

 — Что посоветуете почитать будущим методистам?

— Есть книга «Искусство обучать» Джулии Дирксен. Это отлично структурированный и визуализированный текст. Его можно прочесть, даже если вы никогда не занимались методической работой.

Ещё мне очень нравится «Искусство объяснять» Ли ЛеФевера. Автор рассказывает, как ясно донести информацию до аудитории.

— Как вы отвечаете себе на вопрос «почему я люблю свою работу»?

— Я люблю свою работу, потому что мне нравится превращать хаос в систему. Мне нравится формулировать мысли, выстраивать логические схемы.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована