Жизнь логотипа в цифре: 5 принципов создания айдентики

Что в полиграфии хорошо, в цифре — смерть! Думаете, тренды на лаконичность и неоновые цвета придумали с потолка? Виноват переход бизнеса в интернет.

Фирменного стиля не существует в вакууме: он неотделим от носителей. Если раньше логотипы размещали на бумажных визитках и буклетах, то сейчас бизнес сократил траты на полиграфию и ушел в онлайн. Это повлияло и на дизайн.

Давайте разберёмся, какие есть преимущества и недостатки у электронных носителей и какой фирстиль нужен бизнесу в интернете.

Дарья Тамилина

Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.


Больше контраста

Печать влечёт дополнительные трудности для дизайнера. Нужно как минимум проверить цветовоспроизведение в CMYK и соорудить макет с правильными метками. Как максимум — помучиться с цветоделением и допустимой суммой красок для разных типов бумаги.

С веб-форматами о предпечатной подготовке можно забыть: нарисованная картинка — это и есть конечный дизайнерский продукт. Но отсутствие осязаемых носителей айдентики не только упрощает дизайнерскую жизнь, но и ограничивает нас.

Текстура бумаги и разные способы нанесения изображения могли использоваться как часть фирменного стиля, чтобы выделить компанию среди других и сделать бренд более привлекательным.

Возможно, многие из вас сохраняли отдельные рекламные листовки или визитки, потому что они были безумно приятными: бархатными на ощупь, интересно складывались или даже вкусно пахли! Такой дизайн бывает обидно выкидывать в мусорку. Но я сомневаюсь, что какой-нибудь пользователь будет в минуты досуга любоваться заставкой на интернет-сайте.

Логотип на экране нельзя подержать в руках, его не хочется (да и технически нельзя) положить на полку. Задействован только визуальный канал восприятия. И в большинстве случаев дизайн каждого фирменного баннера или поста в интернете рассчитан на быстрое взаимодействие: пользователь посмотрел, уловил информацию и пошёл дальше.

Для фирменного стиля на электронных носителях важны чистые и контрастные цвета. Нужно быстро привлечь внимание, пока пользователь не перешёл на другую страницу. Да и возможности цветопередачи позволяют делать цвета ярче — а значит, большинство картинок в интернете насыщенные, и пользователь к этому привык.

На печати сближенные и бледные цвета смотрятся приятно. В данном случае слова ещё и легко читаются за счёт тиснения.

Даже при обыкновенной печати низкую контрастность на бумаге воспринимать легче: есть возможность повертеть лист в руках, поднести ближе и всмотреться. Для сайта или соцсетей такой зелёный логотип на зелёном фоне лучше не использовать.

Для электронных носителей эта компания размещает логотип на белом фоне, чтобы создать контраст.

И даже на белом фоне этот благородный бледно-зелёный кажется очень сдержанным. Зрительное восприятие — гибкая штука, оно основано на сравнении оттенков. Наши глаза во время использования гаджетов настроены на максимально яркие цвета, так что этот зелёный кажется бледнее, чем он есть на самом деле.

Когда логотип нельзя потрогать, важно позаботиться, чтобы его точно увидели. Для этого более выигрышны яркие цвета, чтобы конкурировать с другими картинками в интернете. И цвета должны быть достаточно контрастными между собой, чтобы хорошо различать изображение и текст.

Движение — жизнь

Сейчас анимирование логотипа у многих крупных студий входит в стоимость разработки айдентики. Действительно, они смотрятся эффектно:

Это логотип Android. С анимацией робот кажется более милым и человечным и в целом привлекает внимание.

Движущиеся картинки используют и на сайтах, и в соцсетях. Также придавать логотипам движение стали чаще с ростом популярности видеороликов: у многих компаний есть канал на YouTube, и движущаяся заставка там смотрится органичнее, чем статичная.

Моушн-дизайн может использоваться не только в логотипах, но и в других элементах фирменного стиля: например, в паттернах и иллюстрациях. Это часто можно наблюдать в мобильных приложениях.

Вот интересное приложение с дополненной реальностью, где персонажи винных этикеток рассказывают свои истории

Есть у анимации и свои минусы. Во-первых, это дополнительные траты. Во-вторых, если у пользователя нестабильный интернет, движущаяся картинка может вовсе не загрузиться или застрять в неприглядном положении. Поэтому без необходимости моушн-графику лучше не использовать. Вот только необходимость появляется всё чаще: бренды предпочитают общаться с клиентами по видео и вовсю используют интерактивный контент.

Не бояться перемен

Все мы наблюдали бум ситуативного маркетинга в последние месяцы. Бренды внесли изменения в свои логотипы в связи с пандемией коронавируса.

Логотипы незначительно преобразились, призывая людей соблюдать дистанцию и оставаться дома

На электронных носителях эти акции недорого обошлись компаниям, и их смогли реализовать максимально быстро в ответ на события в мире. Представьте, если бы для того, чтобы разделить кольца Audi, потребовалось менять вывески магазинов, перепечатывать каталоги и визитки. Замена печатных носителей — это время и деньги, менять их каждый месяц нецелесообразно.

Зато электронные носители позволяют вносить изменения в айдентику чуть ли не каждый день, в зависимости от повода. Например, когда я утром открываю Google, он регулярно меня оповещает о каком-нибудь празднике или событии: ситуативные иллюстрации органично вписываются в логотип.

Вы тоже наверняка их видели.

Кстати, иногда Google использует анимацию или маленькие интерактивные игры, которые включаются нажатием кнопки.

Я машинально открываю поисковик, чтобы перейти в почту или ввести запрос. Но такие приятные мелочи постоянно заставляют обращать внимание на логотип и не позволяют забыть название компании.

Итак, айдентика в интернете более гибкая. Её можно быстро и недорого изменить или дополнить. Возможно, это один из факторов, который влияет на упрощение дизайна логотипов вообще. На печати был один логотип на весь тираж, поэтому в нулевых годах его перегружали градиентами, объёмом и другими эффектами. Сейчас эти мелочи можно менять хоть каждый день, поэтому исходные логотипы более простые.

Давайте теперь посмотрим на пример: как простой логотип ресторана обыгрывают в соцсетях.

Мальчик в характерной позе делает бренд узнаваемым, а детали картинки могут меняться.

По этим изображениям хорошо видно, что исходная фигура меняется совсем незначительно. Удобство трансформации — важный пункт для логотипа в интернете. Нарисованный мальчик везде одинаковый, меняются лишь его одежда и предметы в руках. Это позволяет зацепить взгляд пользователя новизной, но не так трудоёмко, как отрисовка новых картинок с нуля.

Уместить в смартфон

Пользователи сейчас не выпускают смартфоны из рук, так что логотип и сопутствующую графику они, скорее всего, увидят в небольшом размере. Это причина, по которой в фирменном стиле целесообразно отказаться от мелких деталей. В ребрендингах последних лет видно, что бренды постепенно отказываются от детализации: более простые и цельные логотипы действительно воспринимаются с маленьких экранов лучше.

Давайте взглянем на логотип известной службы такси, который обновили в этом году. Я сделала скриншот их заставки с мобильного (слева) и заменила новый знак на старый, соблюдая размер (справа):

Если иметь плохое зрение или просто бегло посмотреть на экран, слово прописью напоминает трудночитаемый узор. Новый вариант слева выигрышнее для просмотра с мобильного.

Детали в маленьком формате смазываются, и картинка получается грязной. Отдельная проблема возникает с острыми углами: при сильном уменьшении любой квадрат будет казаться круглой точкой. Вы наверняка замечали, что все иконки в интерфейсе ваших смартфонов имеют скруглённые углы. Острые воспринимаются хуже: толком непонятно, где именно изображение заканчивается, не видны чёткие границы.

Многие компании сейчас избавляются от углов в своих обновлённых логотипах.

В этом ребрендинге отказались от тонких засечек на букве «М», которые нечётко видны при уменьшении.
Здесь юлу с множеством углов поменяли на более округлую.

Для восприятия логотипа важно видеть границы его формы. Чем меньше предполагается формат изображения, тем более простым и округлым должен быть знак.

Помнить про соцсети

Частое требование заказчиков — чтобы логотип хорошо вписывался в круг. И это не праздная прихоть, а формат аватарок в соцсетях и мессенджерах. Аккаунты в соцсетях есть почти у каждого бизнеса. А в Facebook, VK, Instagram и Telegram пользователи идентифицируют бренд именно по крошечному кружку аватарки.

Логотип для аватарки должен быть компактным. Это изображения, тяготеющие к кругу или квадрату, коротенькие слова или аббревиатуры.

Для малого бизнеса соцсети становятся основным каналом продвижения. Многие предприниматели заказывают логотипы специально под формат аватарки: идеально круглые и лаконичные. В иных случаях можно сделать вторую, сокращённую версию логотипа, которая незначительно отличается от основной и вписывается в нужный формат.

Что будет дальше?

Интересно посмотреть, как дизайн будет развиваться теперь, когда многие бренды ушли в онлайн и, возможно, захотят там остаться даже после снятия карантинных мер.

Можно предполагать, что тренды на яркие цвета, анимацию и ситуативный маркетинг будут развиваться: мониторы становятся все ярче, интернет — быстрее, а пользователи — пресыщеннее. Тем не менее интерфейсы соцсетей часто обновляются, а наши смартфоны становятся всё больше и больше: возможно, табу на детализацию и длинные логотипы — это дело времени.

Хотите заниматься разработкой логотипов и айдентики? Записывайтесь на наш курс по графическому дизайну — там вы овладеете современными знаниями и навыками.

Курс

Профессия
Графический дизайнер


Двухгодовая программа с гарантированным трудоустройством, живыми встречами и воркшопами. Вы узнаете об особенностях работы графического дизайнера, будете учиться у лидеров рынка (Логомашина, Nimax, Pinkman), а по итогу — сможете получить приглашение на стажировку.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox