Ювэй Фу, UX-дизайнер Amazon: «Я знал, что хочу заниматься дизайном, еще в школе»

Поговорили с Ювеем Фу (Yuwei Fu), старшим UX-дизайнером Amazon, о дизайн-системах, русских дизайнерах, работе в Amazon и плане саморазвития.

На какие темы мы успели побеседовать:

Роман Чигирев

Редактор направлений дизайн и управление проектами в Skillbox. Основатель контент-агентства MORZE.


О работе в Amazon

— Какие ваши обязанности в Amazon?

 — Я отвечаю за то, чтобы продавцам Amazon во всем мире было удобно пользоваться платформой.

— Что делаете в будни, кроме работы?

 — Утром перед работой смотрю международные новости. Пока еду на работу, слушаю аудиокниги. После — делаю свои проекты или иду на тренировку.

— Кнопка «Добавить в корзину» на Amazon выглядит так, как будто ее не меняли с 2010-го: маленький размер, пиксельная обводка, микроиконка, градиент. Почему так?

 — Хороший вопрос. Я тоже хотел бы знать причину. Я верю, что Amazon экспериментировал с разными вариантами. И принял правильное решение, основываясь на анализе данных о поведении100 миллионов пользователей.

— У Amazon есть UI-кит, гайдлайны по дизайну?

 — Да, есть несколько UI-китов для разных продуктов: Consumer Shopping, Amazon Web Services, Digital Products and Devices, Alexa, Seller Services, Human Centered Design и Amazon Video. Также есть Amazon UI (AUI) — это универсальный кит, применяемый в разных продуктах.

— Как часто Amazon экспериментирует с пользовательским опытом, вводит неожиданные решения, тестирует их на пользователях?

 — Думай о главном — это один из принципов компании. Мы применяем его ежедневно, в том числе нанимая новых специалистов на работу. Amazon учится на ошибках, так что мы рискуем и внедряем инновационные решения.

— Как генерируете идеи, какие методики используете?

 — Я испробовал множество методов; думаю, самый лучший для меня — это дизайн-мышление.

Больше — в статье «Что такое дизайн-мышление и как его применять». Рассказываем историю этого понятия, разбираемся, какие принципы лежат в его основе и, конечно же, учимся работать со всеми этапами дизайн-мышления.

— Как UX-дизайнер должен тестировать свои гипотезы, насколько он может полагаться на собственный опыт и ощущения? Или только данные решают?

 — Зависит от таймлайна проекта, бюджета, качества и количества данных. Думаю, UX-дизайнер как минимум должен проводить экспресс-исследование пользователей или искать данные в открытых источниках.

— О практике прототипирования. В чем делаете, сколько ресурсов закладывается, насколько проработанный прототип получается?

 — В основном я делаю прототипы в InVision, Principle и Marvel. Бумажные — для обсуждения внутри команды. Все зависит от целей прототипа: например, если вы тестируете прототип на пользователях, то он должен быть максимально приближен к конечному варианту.

— Какие трудности возникают, когда переходишь из агентства в продукт и наоборот?

 — Процессы в агентствах, стартапах и больших технологических компаниях разнятся. Проектная работа в агентствах — это короткий таймлайн без итераций. Решения принимают клиенты, а не конечные пользователи.

В продуктовых компаниях все наоборот: один продукт, долгосрочный фокус, много итераций. Это порождает больше коммуникаций между командами, также возникают сложности с оценкой всего фронта работ.

— Я прихожу рядовым дизайнером в Amazon. Какая «лестница» меня ждет, какие пути развития?

 — UX-дизайнеры в Amazon оцениваются по уровням, от четвертого до седьмого. Начиная с шестого уровня, UX-дизайнеры могут выбирать, кем стать дальше, на седьмом уровне — главным дизайнером (Principal UX Designer) или старшим менеджером (Senior UX manager). На каждом уровне у человека есть своя роль и четко определенные обязанности.

О наставниках и плане развития

— В своих интервью вы говорите о важности ментора для дизайнера. Как его найти?

 — Правильный ментор — это человек, у которого достаточно опыта и знаний для того, чтобы помочь достичь ваших карьерных целей, краткосрочных и долгосрочных. Найти наставников, которые будут помогать вам расти, можно на работе, мероприятиях, в профессиональных сообществах или, например, участвуя в менторских программах.

— Вы советуете составлять план развития: кем я хочу быть, где работать, через какое время этого достичь. А как ставить реалистичные цели?

 — До того как сделать персональный план развития, человек должен понять, кто он такой — задавая вопросы самому себе, спрашивая коллег, менеджеров, клиентов или друзей:

  • Какие мои сильные и слабые стороны?
  • В чем я хорош?
  • С чем я борюсь?
  • Как другие воспринимают меня?
  • Если бы я мог улучшить в себе что-то одно, то что именно?
  • Какие мои качества будут востребованы на работе?

Когда вы собрали ответы, сконцентрируйтесь на своих чувствах — в отношении работы и вне ее. В результате вы поймете, какие ощущения хотите получать от работы и какая у вас мотивация.

После такого упражнения обычно становится понятно, где и кем вы хотите работать. Предлагаю посмотреть мой вебинар для Skillbox — там я как раз рассказываю о том, как ставить достижимые цели и идти к ним шаг за шагом.

О русских дизайнерах

— Как в американском дизайн-сообществе относятся к дизайну из России?

 — Когда я работал в digital-агентствах мирового уровня, мне повезло сотрудничать с несколькими выдающимися российскими дизайнерами — Антоном Реппоненом и Георгием Квасниковым.

С Антоном мы два года провели в Fantasy Interactive, он мой хороший друг. Я постоянно шучу о его способностях, что тот может работать12 часов нон-стоп, как настоящая дизайн-машина. При этом Антон сосредоточен на деталях и никогда не устает. Впечатляет и глубина его работ. Эффект усиливается за счет смежного опыта: Антон блестяще знает историю и много путешествует.

Георгий Квасников никогда не боялся бросить вызов клиенту или команде, отстаивая хорошую идею. У него два образования, ученого и дизайнера, а еще неутолимая жажда добиваться лучших результатов — это делает его прекрасным дизайн-лидом.

Оба этих человека мыслят системно, много работают и никогда не согласятся сдать плохой макет. Не уверен, что это и есть «русский стиль» в дизайне, но это определенно то, за что я уважаю Антона с Георгием.

 — Мечта многих дизайнеров из России и стран СНГ — работать в Кремниевой долине, в Google или других подобных компаниях. На что стоит обратить внимание, кроме собственно навыков в UI/UX, чтобы туда попасть?

 — Я не работаю в Долине или Google, так что мои советы могут быть не совсем правильными. Но я полагаю, что нужно найти ментора, который работает там, и дальше, как я уже говорил, идти к цели, прислушиваясь к его советам.

— Как сделать привлекательное резюме для работодателя из США или Европы? Где выкладывать портфолио, что писать о себе?

 — Когда я просматриваю резюме дизайнера, я смотрю на опыт работы, проекты, в которых тот участвовал, образование и навыки дизайна. Хорошо, если резюме просто оформлено и его легко читать. Одной страницы будет вполне достаточно. Лучше всего прикреплять резюме на сайте компании, на странице с вакансиями.

— Сейчас модно называть себя UX-дизайнером, даже если ты просто перекрашиваешь кнопочки для сайта по желанию заказчика. Когда человек имеет право написать в резюме, что он UX-дизайнер?

 — Если коротко, то UX-дизайнеры — это те, кто применяет в своей работе дизайн-мышление, исследование пользователей и тестирование.

Курс

UX-дизайн


Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как делать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально менять мышление бизнеса.

1.

20 учебных модулей, 60 занятий


2.

Живая обратная связь
с преподавателями


3.

Неограниченый доступ к материалам курса


4.

Стажировки
в компаниях-партнерах


5.

Дипломный проект от реального заказчика


6.

Гарантия трудоустройства для выпускников


О самоопределении и мотивации

— Вы говорили, что еще в школе поставили перед собой цель заниматься UX и работать с лучшими дизайнерами мира. Что повлияло на вас, что вы смогли так рано определиться с целью?

 — Я люблю технологии и дизайн для людей. Решение пришло после того, как я посетил ежегодное мероприятие Interaction, на тот момент десятое по счету. Там я учился интерактивному дизайну и гейм-девелопменту, а еще впервые услышал о роли дизайнера взаимодействия (сегодня его называют UX-дизайнером). И понял, что это мое.

Ювей Фу (Yuwei Fu) объясняет.

— Когда ты ведущий дизайнер или тимлид в известном продукте, то чувствуешь причастность к большим событиям. Когда ты рядовой дизайнер в агентстве или студии, этого чувства нет. Как не «перегорать» и продолжать любить свою работу?

 — Я думаю, не имеет значения, какая у тебя роль, где и с кем ты работаешь. Ты всегда можешь вынести что-то полезное из любой задачи. Одни проекты не такие креативные или увлекательные, как другие, но любую работу нужно воспринимать как шанс прокачать свои «гибкие навыки» — такие как менеджмент или проведение презентаций для клиента.

Я считаю, что нужно брать от каждого проекта то, что он может вам дать, и использовать это в своих карьерных целях. Здесь вы научились UX, а здесь улучшили гибкие навыки — все в итоге пригодится.

Блиц

— Последнее прочитанное. Книга, статья, что-то еще.

 — Прочитал книгу «Спасибо за отзыв» Дугласа Стоуна и послушал аудиоверсию «Алгоритмы для жизни» Брайана Кристиана.

— Какие гибкие навыки нужно развивать UX-дизайнеру и как это делать?

 — Вот хорошая статья о навыках, которые нужно улучшать в первую очередь, — опытом делятся дизайнеры и продуктовые менеджеры таких компаний, как Airbnb, eBay, Evernote, Netflix, BuzzFeed и других.

— Рано или поздно в карьере любого специалиста наступает момент, когда он начинает делиться своими знаниями. Как понять, что это время настало, что еще не рано?

 — Думаю, дизайнеры должны делиться своими знаниями в любое время и в любом формате. Даже джуниор может найти новый инструмент или метод. Кроме того, это помогает структурировать мысли, учит тебя презентации и сторителлингу, а еще ты получаешь фидбек от аудитории.

— О путешествиях. Место, где вы побывали и которое вас впечатлило?

 — Тайвань, место, где я родился и жил до переезда в США.

— Современный дизайн интерфейсов — это и про voice UI в том числе. Насколько сегодня совершенна технология голосового управления? Что нас ждет через10 лет?

 — Сложно строить прогнозы на10 лет. То, что я знаю точно, — голосовые UI станут обыденностью и одним из главных способов пользовательского взаимодействия.

Больше о голосовых интерфейсах читайте в материале Skillbox «У умных помощников плохое юзабилити: исследуем проблемы Alexa, Google Assistant и Siri».

— Унификация дизайна, разработка дизайн-систем — к этим явлениям относятся неоднозначно. Будущее за унификацией?

 — UX-дизайн сосредоточен на человекоцентричном взаимодействии, но оно может меняться под напором новых технологий: носимых устройств, голосовых интерфейсов, AI-ассистентов. Унификация и дизайн-системы могут оказаться неспособными справиться с таким многообразием.

— От любой работы устаешь. У вас есть любимое занятие, во время которого вы отдыхаете от повседневных задач?

 — Учиться новому и встречать разных людей.

— Если бы вам предложили выбрать любую другую область, кроме дизайна, чем бы занимались?

 — Бизнес- или проект-менеджментом.

— Мы говорили о ваших школьных целях, которых вы полностью достигли. Какие ваши цели сейчас?

 — Моя цель сегодня — улучшить свои навыки менеджмента и управления бизнесом. И, конечно, помогать Amazon продавать по всему миру, а продавцам дарить бесшовный опыт.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox