Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Денис Башев, DILETTANT: в дизайн можно прийти в любом возрасте

Как прийти в профессию и не потеряться, найти клиентов и не сойти с ума от количества правок, развиваться в любимом деле и не выгореть? Объясняет дизайнер Денис Башев.

Понять, что ты уже настоящий дизайнер, несложно. Во-первых, ты уделяешь этому занятию больше всего времени. А во-вторых, ты получаешь за работу деньги. С этого момента дизайн — твоя профессия. Так что я дизайнер уже 19 лет.

Моим первым местом работы была газета объявлений, которую бесплатно закидывали в почтовые ящики по городу.

Обычно в нашу газету приходили маленькие компании с просьбой дать объявление, вроде «Продам камаз, телефон такой-то». Я верстал его в нужный формат, — и дело сделано. Однажды главный редактор попросил меня придумать макет для рекламы мобильного оператора.

Тогда я нарисовал полную ерунду. Но сам процесс меня увлек, мне нравилось, что я могу выразить свои мысли в макете. Стало понятно, что дизайнеры могут влиять на правила игры. Я не просто исполнитель, я сам могу предложить идею и доказать, что она классная.

Иди за своими ощущениями

Как дизайнер я иду не за трендами рынка и желанием заказчика, а за своими ощущениями. Например, в прошлом году я почувствовал, что мне не хватает знаний о шрифтах. Я начал каждый день по часу в день заниматься леттерингом, хотя никто его не заказывал. Просто ощутил внутреннюю потребность в том, чтобы узнать буквы поближе. Я брал абстрактные слова — «Бродский», «вата», «горбушка», писал их, как придет в голову, делился в соцсетях тем, что выходило. И тут ко мне начали приходить клиенты с запросом на безумный шрифт, смелую надпись. Думаю, так это работает.

Сначала — твое острое желание чем-то заняться, потом — клиенты.

Логотип для книжного магазина RESPUBLICA* University

Копай вширь или вглубь

Ты можешь быть графическим дизайнером, специализироваться на упаковке, фирменных стилях, иллюстрации, 3D, моушн. Профессия дизайнера очень широкая.

Простой способ войти в профессию — через ту область дизайна, что популярна на рынке. Сейчас это — продуктовый дизайн. Через какую бы дверь ты не зашел в дизайн, у тебя есть время, чтобы нащупать свое.

Я потратил 19 лет, чтобы понять, что мне интереснее всего создавать логотипы.

Невзирая на моду, я все равно люблю знаки. Я копаю в одном направлении не вширь, а вглубь. Есть дизайнеры, которым интересно прыгать по вершкам и заниматься чем-то новым. Они получают кайф именно от того, что у них постоянно меняется сфера, куда они вкладывают силы: графика, веб, UX, продукт, — все это грани одной профессии.

Выбирай заказы, как друзей

На самом деле нет плохих и хороших дизайнеров. «Хорошо» и «плохо» — это оценочное суждение, которое удобно, чтобы обозначить границы того, что нравится тебе или нет. В самом дизайне, как в природе, плохо или хорошо не бывает. Например, лев — он хороший или плохой? С одной стороны, при встрече он разорвет тебя на части, и это явно плохо, но он выживает, и с этой точки зрения поступает хорошо для своего вида. Так же и дизайнер: результат его работы сильно зависит от той ситуации, в которой его творчество происходит. Дизайн — это про уместность.

Я не работаю с алкогольными брендами, табаком и не делаю лого для порносайтов и сект. Еще я никогда не буду работать с РПЦ и со спортивными чиновниками. Это я понял после работы с Олимпийским комитетом, для которого я год ввалил на разработку 23 спортивных пиктограмм.

Логотип для телеканала «Супер»

Экспериментируй

Дизайн — это не свод правил ГИБДД: сдал, и всю жизнь по ним ездишь. Устоявшиеся правила дизайна я то и дело проверяю на прочность. В последнее время я экспериментировал со временем выполнения заказа и форматом рабочего дня. Например, в какой-то момент перешел на серию быстрых спринтов — делал логотип за один день. Заранее встречался с клиентом, разбирался в его истории, собирал информацию, думал — и потом садился за стол и рисовал логотип за день.

Сейчас я работаю на территории клиента. Так смогу сделать заказ быстрее. Я заметил, что дома работаю не так эффективно, потому что отвлекаюсь. То встану за мольберт — начну писать картину, то просто полежу на полу с собакой. Не хочу, чтобы что-то отвлекало, когда мне надо работать.

К сентябрю хочу перейти в такой рабочий режим, когда у меня будет одновременно только один заказ. И я не буду брать следующий, пока не завершу текущий.

Эксперименты помогают мне осознать себя в профессии, понять ее глубже. До сих пор никто не может мне объяснить, что такое дизайн. Я и сам не могу ответить на этот вопрос. Что я делаю? Зачем я делаю? Почему? Насколько это нужно людям? И насколько мне важно, чтобы это было нужно людям? Куча вопросов.

Логотип для фабрики «Московский шелк»

Слушай лекции — думай сам

Лекции о дизайне — часто трата времени. Лекторы делятся информацией о том, каким должен быть дизайн и что делать дизайнеру. Но часто эта теория слишком привязана к опыту спикера и потому бесполезна.

Молодому дизайнеру приходит заказ на логотип. Он хочет приложить услышанную теорию к этой задаче, но ничего не получается. Большинство дизайнеров в этой ситуации решают, будто они делают что-то не так. Я думаю, дело скорее в том, что теория часто не имеет отношения к практике, хотя и звучит правильно. Я хочу переосмыслить теорию дизайна так, чтобы мои выводы можно было использовать на практике: не только моей, но и других дизайнеров.

Прийти в дизайн никогда не поздно

В дизайн можно прийти в любом возрасте. Профессия — небыстрая. Например, в «Макдоналдсе» ты можешь за неделю научиться мастерски готовить картошку фри. А в дизайне нужно не меньше пяти лет, чтобы разобраться с базовыми вещами. Дело пойдет быстрее, если у тебя уже есть образование, связанное с социальной деятельностью, например, если ты психолог.

Вход в профессию — легкий. Тебе нужны только компьютер, подписка на Adobe, пара шрифтов и много времени.

Дизайнер сегодня работает не с компьютером, а с людьми. Программы — это просто инструменты. Но прежде чем за них браться, дизайнеру предстоит понять человека, с которым он работает. Иначе он будет делать бесполезную работу, которую у него никто не примет.

Интересуйся происходящим

Дизайнеру мало понимать заказчика, он должен понимать все общество.

В большинстве случаев заказчик создает продукт или сервис не только для себя, но и для других. Поэтому сделать то, что понравится ему — мало. Дизайнеру нужно создать продукт, интересный тем людям, которые им будут пользоваться.

Дизайнеру важно активно жить в этом мире, выходить на улицу, а не фигачить целыми днями макеты и логотипы в четырех стенах.

Курс «Веб-дизайн с 0 до PRO»

Годовой практический курс для тех, кто хочет освоить веб-дизайн с самого начала с индивидуальным наставником, сделать отличное портфолио и получить первые заказы или стажировку в студии.

  • 32 часа теории и 16 практических заданий
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Чтобы понимать общество, в котором я живу, я погружаюсь в него: если еду в такси — всегда поговорю с таксистом, если есть возможность поболтать с незнакомым человеком — поинтересуюсь его жизнью.

Когда мои дети говорят, что посмотрели крутой сериал, я смотрю эти два сезона «Мастера меча онлайн». Я не сильно увлечен аниме, но я же должен знать, что увлекает моих детей. Или, например, стал популярен русский рэп. Я сел и начал слушать. Сегодня я могу обсудить, чем отличается Хаски от Скриптонита, Face от T-Fest. Вместо того, чтобы сказать: весь русский рэп — г..., я ищу в нем то, что достойно внимания.

Фрагмент редизайна телеканала «Домашний»

Когда взрослеешь, у тебя появляется тот самый необходимый социальный опыт, ты начинаешь понимать общество. Поэтому дизайн — профессия более зрелых людей.

Я думаю, моя профессия начинается лет с 40. Иногда смотрю на свои работы и понимаю, что они какие-то школьные, простые, несерьезные. Пока я только обозначил направление, иду по нему, но еще не выдал ничего интересного по дороге.

Услышь проблему клиента

Чтобы получить доверие клиента, нужно его как минимум услышать. Когда люди спрашивают, как у тебя дела, они скорее хотят рассказать, как дела у них, а не узнать про тебя. С потенциальным заказчиком это не работает. Дизайнеру важно не рассказывать про себя, а интересоваться тем, что происходит у клиента. Только потом дизайнеру можно рассказать о себе и о том, как он может сделать продукт или услугу клиента лучше.

Когда клиент просит об адекватных правках, я иду навстречу. Но если я слышу необоснованное «хотелось бы посмотреть еще вариантик», — то нет. Объясняю, почему сделал именно так, а не по-другому. И убеждаю принять свою версию. Если вы сделали все, как хочет заказчик, но остались недовольны, — вы вычеркнули какой-то кусок из своей жизни.

Сейчас я перехожу на почасовую оплату труда и потому становлюсь более гибким. Если клиент хочет внести правки — он больше платит. Например, если он просит изменить цвет логотипа с фиолетового на голубенький, я потрачу минут 15. Час у меня стоит 20 тысяч рублей.

Если вы начинающий дизайнер, не прячьте себя, рассказывайте о себе друзьям, в соцсетях, где угодно. Дальше жизнь вас научит. Если ты сидишь дома и думаешь: не хочу выкладывать этот стремный логотип, потому что это никому не понравится, ты не получишь стремных заказчиков, на которых мог бы вырасти до хорошего дизайна.

Я люблю свою профессию, потому что она дает ключи от закрытых дверей.

Когда я работаю на территории клиента, то могу пройтись по его производству, понять, как устроен коллектив, как отлажены бизнес-процессы, что стоит за тем или иным брендом. И это круто. Благодаря дизайну я понимаю, как устроены целые миры.

Дизайн — это не про карьерный рост. Конечная цель дизайнера — заниматься дизайном, пока не сдохнешь. Если вы хотите стать арт-директором, креативным директором или открыть свою студию — не идите работать дизайнером. Открывайте студию сразу.

Спасибо большое за интервью!

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий,  авторизуйтесь
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox