Типографика, композиция, стиль. Как дизайнеру развить три базовых навыка

Когда вы занимаетесь веб-дизайном, в ходе работы приходится принимать очень много разных решений: какой будет кнопка, каким будет текст, как будут расположены элементы. Чтобы принимать верные решения, нужно отточить три главных навыка хорошего веб-дизайнера.

запись вебинара

 1ч. 58 мин.

статья

 11 мин.

Экономия времени

 1ч. 47 мин.

Типографика

Первое и самое важное — типографика. Во многих случаях клиент не принимает дизайн именно из-за плохой работы со шрифтом. Дизайнер, который не умеет работать с типографикой, часто не понимает, почему его макет не принимают. Но что интересно, и заказчик часто не может четко сформулировать свои замечания, например, сказать: «Здесь межстрочное расстояние не такое. Здесь текст слишком широкий. Здесь шрифт неправильно выбран». Вместо этого клиент говорит: «Сделайте логотип побольше. Покрасьте все в красное». Естественно, никакая из этих правок не решает первоначальную проблему — типографику.

Как это исправить? Главное, что нужно понять — в дизайне есть невидимые вещи, которые важно научиться видеть. Давайте рассмотрим пример, в котором есть все ошибки типографики.

На этом изображении межстрочные расстояния отличаются друг от друга, или, как иногда говорят, «строчки скачут». Когда вы соблюдаете расстояние между базовыми линиями, на которых стоят буквы, то задаете вертикальный ритм.

Базовые линии и расстояние между строчками
Линия выключки

Кроме базовых линий, есть еще x-line (высота строчных букв) и cap height (высота заглавных букв). По линиям, лежащим сверху на буквах, вы можете выравнивать текстовые элементы: например, относительно картинок, которые находятся рядом.

 Линия выключки — еще одна невидимая воображаемая линия, которая должна быть ровной, иначе дизайн будет смотреться плохо.

Есть еще такое понятие, как кернинг. Это расстояние между буквами. Оно может быть очень маленьким, как между буквой «s» и буквой «i» на примере выше, или очень большим, как между буквами «d» и «e».

Но если оно бывает маленьким и большим, это означает, что где-то посередине есть идеальное расстояние — гармоничное, правильное, красивое, не вызывающее раздражения. И раз оно есть, это расстояние надо найти. В хороших шрифтах это уже сделано за вас.

Важно!

Букв достаточно, чтобы испортить весь дизайн

Как только дизайнер узнает о существовании кернинга, он часто начинает замечать ошибки в работе с ним по всему городу. Он смотрит на рекламные баннеры и вывески и задается вопросом, что за дизайнеры их делали, хотя буквально пять минут назад сам был таким дизайнером.

Итак, мы разобрали базовые понятия типографики, которые нужно обязательно выучить. Это и есть профессионализм — умение видеть невидимые вещи.

Композиция на сайте

Когда мы говорим о таких вещах, как дизайн, композиция и ритм, то у многих людей возникает ощущение, что дизайн — это креатив в чистом виде, не поддающийся никаким законам. Это не так. На самом деле есть определенные приемы, которые позволяют сделать композицию динамичной. Для этого дизайнеры используют атрибуты движения.

Не меньшей ошибкой при построении композиции будет использование цветового круга Иттена и прочей подобной ерунды, например, color.adobe.com. Дело в том, что подобные сервисы сделаны в отрыве от законов человеческого восприятия цветов, они слишком механистические. Картинку обрабатывают не глаза, а человеческий мозг. Именно мозг решает, что хорошо, а что плохо в дизайне.

Текст и заливка должны быть разных цветов, чтобы восприниматься одинаковыми

Для подбора цветов продвинутые дизайнеры используют Dribbble.

Заходите, выбираете цвет и смотрите, какие цвета сочетаются.

Для построения композиции обычно используется правило золотого сечения (спираль Фибоначчи) и модульные сетки, однако это усложняет работу. Начинающему дизайнеру проще всего научиться выстраивать композицию с помощью метода оптических компенсаций.

При использовании этого метода дизайнеры проводят воображаемую линию (струну) и «нанизывают» на нее различные элементы: буквы, картинки и прочее.

На иллюстрации видно, что на картинке слева геометрический центр треугольника не совпадает с центром его квадратного слоя.

На картинке справа дизайнер добавил дополнительный элемент «круг» и сгруппировал все элементы относительно фонового круга.

В результате правая иконка выглядит аккуратно — она оптически выровнена.

Атмосфера и стиль

Третий базовый навык веб-дизайнера — атмосфера и стиль. И здесь мы тоже используем атрибуты: например, атрибуты узнавания фирменного стиля. Если внимательно посмотреть на лучшие образцы фирменных стилей, то можно увидеть, что это скорее ограничения, а не то, какой должна быть вещь. Дизайнеры любят в качестве примера показывать логотип Coca-Cola как эталона стиля и атмосферы.

На примере Coca-Cola можно увидеть несколько атрибутов стиля. Это цвет, фирменная бутылка с «юбкой», определенный наклон линий, логотип. Благодаря этим атрибутам мы безошибочно узнаем Coca-Cola. И этот фирменный стиль уже «зашит» в головы большинства людей. В этом и есть суть создания на сайте атмосферы и стиля — использование уже сложившихся паттернов узнавания того или иного предмета, бренда, услуги.

Для хорошего веб-дизайнера нет ничего невозможного. Но на пути к вершинам профессии необходимо освоить базовые навыки, без которых не достичь истинного мастерства.

К таким навыкам относятся типографика, композиция, атмосфера и стиль.

Курс «Веб-дизайн с 0 до PRO»

Годовой практический курс для тех, кто хочет освоить веб-дизайн с самого начала с индивидуальным наставником, сделать отличное портфолио и получить первые заказы или стажировку в студии.

  •  32 часа теории и 16 практических заданий
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox
Посмотреть