Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

«Так победим»: основатель «Логомашины» о дизайне, бизнесе и гражданской позиции в блоге

Интервью с основателем «Логомашины» — дизайн-студии, которая создает больше всего логотипов в России.

Логомашина

Дизайн-студия

Головной офис

Санкт-Петербург, Россия


Направления работы

Создание фирменного стиля и логотипов, нейминг, дизайн сайтов, оформление соцсетей


Число сотрудников

25


Ссылки


Антонина Никулина

Автор историй Skillbox


В интервью Роман Горбачев рассказывает:

Предпринимательство, страх и хаос вокруг

— Ты основал «Логомашину» в 2013 году. Расскажи, с чего начинался проект.

— Я всегда идентифицировал себя как дизайнер, еще в школе пытался заниматься чем-то подобным. Когда уже начал работать, то понял, что хочу запустить что-то свое. Было чувство, что я не до конца реализую свой потенциал; казалось, что если бы мне дали свободу, то результат, возможно, понравился бы людям больше. «Логомашина» была не первым, но самым серьезным моим проектом, до нее все было очень мелко, прям игрушечно.

А потом у меня появилась идея: брать заказы только на логотипы. Я сделал лендинг с услугами и первое время сам выполнял всю работу. Потом, когда увидел, что запросов много, набрал команду дизайнеров. По сути, «Логомашина» тоже начиналась как попытка: я хотел посмотреть, что из этого получится. Но в определенный момент она начала приносить неплохие деньги.

— Как «Логомашина» выросла из проекта в серьезное агентство?

— Повлияло знакомство с Денисом Решановым. Он гораздо больше, чем я, занимался предпринимательством, был более опытным в этой сфере. Как раз Денис и предложил мне сделать из «Логомашины» полноценный бизнес. Мы стали партнерами, он во многом мне помог: подсказал, объяснил, как некоторые вещи работают именно с точки зрения
бизнес-процессов. К слову, с момента нашего сотрудничества «Логомашина» выросла в 25 раз.

Логотип дизайн-студии «Логомашина»

— Ты говорил, что долгое время не решался заняться предпринимательством. Что тебе мешало?

— Страх. Но не могу сказать, что я тогда этот рубеж преодолел, и всё. Наоборот, предпринимателю всегда страшно. Я и сейчас боюсь, что что-то не получится, зря потрачу время, опозорюсь. С каждым шагом ставки растут: сначала ты стремишься заработать 10 тысяч на своем проекте, потом планка поднимается до 100 тысяч, до миллиона — а с цифрой растут и риски. Поэтому в бизнесе всегда есть страх неопределенности. Это особенность предпринимательства: нет единственного правильного решения, потому что, какой бы способ ты ни выбрал, при определенных условиях у тебя всё может получиться. И зеркально: если ты взял за основу чужой опыт, нет гарантии, что в твоем случае он сработает.

— Как ты считаешь, каждый может стать предпринимателем или нужен особый склад ума?

— Однозначно нужно иметь определенные наклонности, это не каждому дано. Но в то же время существует много различных типов предпринимателей, поэтому общего рецепта не подскажу. Главное, чтобы человек мог ориентироваться и здраво рассуждать, когда вокруг неопределенность и хаос.

— У тебя в команде 20 человек, среди них большинство — дизайнеры. Расскажи, каково руководить творческим коллективом.

— Работать с людьми в принципе сложно. Мы можем предсказать, что будет со Вселенной через несколько миллионов лет, а что будет с человеком через пять минут — не можем. Конечно, дизайнеры — специфические сотрудники, но к ним можно найти подход. Лично мне опыт работы дизайнером скорее мешает в управлении, потому что я очень хорошо понимаю их проблемы и боли. А вот с условным бухгалтером мне намного проще строить общение: я не представляю, что ему может не нравиться и что его беспокоит, поэтому не занимаюсь гиперопекой, которая только вредит.

Роман с коллегами за обсуждением проекта

Карьера дизайнера и настоящий профессионализм

— Расскажи, кого ты можешь назвать профессионалом.

— У меня есть свой универсальный для всех профессий критерий: хороший специалист может с любыми входными данными и условиями выдать максимально качественный результат. Даже если к тебе пришел клиент, который просит написать красным по желтому «Скидка 50%». Другими словами, профессиональный дизайнер — это человек, который справляется с поставленной задачей, а не только разбирается в градиентах и красивых картинках на Behance.

— Давай поговорим о саморазвитии дизайнера. Как ты считаешь, какой путь продуктивнее: работа в офисе или на фрилансе?

— Всё зависит от дизайнера, это его личный выбор. Если человеку некомфортно работать в конкретных условиях, то он не будет развиваться и расти, потому что все его мысли будут о том, как выйти из этого дискомфорта. Разница в том, что у компании есть выверенная система работы с клиентом, а на фрилансе каждый проект — это новый вызов. Опять же в офисе вы постоянно общаетесь, обмениваетесь опытом, где-то даже незаметно для себя расширяете кругозор. Наверное, если человек всю жизнь на фрилансе, он что-то из этого упускает.

В офисе «Логомашины»

— Какие ты видишь пути для самостоятельного продвижения дизайнера на фрилансе?

— Думаю, есть очень много способов, как можно о себе заявить. Первое, что работает на рынке дизайна айдентики, — это рекомендации. Если тебя может посоветовать компания, имеющая вес в своей сфере, то, скорее всего, ты выйдешь на постоянный поток заказов. Но сложность состоит в том, чтобы найти такого клиента. Из пассивных способов еще подойдет любой каталог, Behance, например.

— Ты следишь за трендами? Сколько времени уделяешь этому?

— Я не занимаюсь просмотром работ других студий. Если что-то революционное происходит у 99designs, Upwork, Tailor brands или у Лебедева, то да, я об этом узнаю. Но за каждым их обновлением не слежу. Меня в большей степени интересуют мои потенциальные клиенты: что им важно, чего они хотят, почему именно этот продукт, а не другой.

Цель: оправдать ожидания клиента

— Наверное, непросто сделать для какой-то компании фирменный стиль, нужно понимать ее проблемы и цели. Как в «Логомашине» выстроена работа с клиентами?

— У нас этим вопросом занимаются менеджеры. Главное их качество — они очень хорошо умеют слушать. Основная мысль в том, чтобы понять, какая у клиента ситуация, и почему именно сейчас ему нужен логотип.

— Сколько нужно провести встреч, чтобы понять, что клиенту нужно?

— Я недавно посчитал: мы больше 10 тысяч часов проговорили с клиентами со всего мира, но до сих пор не всегда можем быстро разобраться в том, чего хочет заказчик. В среднем достаточно трех встреч, чтобы он постепенно понял, что ему нужно, а вместе с ним и мы.

Логотип для сети кофеен «Etlon coffee» в Санкт-Петербурге

— Важным аспектом работы является презентация логотипа. У вас есть какие-то фишки в этой сфере?

— Конечно, и я о них подробно говорю в нашем курсе, так что сейчас раскрывать не буду. Но основной посыл в том, чтобы заказчик увидел то, о чем мы договорились, чтобы его ожидания на 100% совпали с реальностью. На презентации реакция должна быть не «вау», а «я именно это и представлял». Такого результата мы добиваемся несколькими способами: во-первых, показываем очень много графики, даже не своей, просто как пример того, что может быть. Тогда у клиента до презентации складывается определенный образ, в который сможет вписаться наш логотип. Во-вторых, мы говорим словами клиента, то есть проговариваем то, что он у нас и просил.

— Раз речь зашла о курсе с твоим участием, расскажи, для кого он.

— Мы готовили этот курс для тех, кто уже что-то понимает в дизайне, но хочет углубиться в логотипы и фирменные стили. В первую очередь он будет полезным для будущих дизайнеров «Логомашины», потому что там подробно описывается флоу работы и наши принципы. Это хорошая новость для всех, кто хочет этот курс, — это не просто теория, а пошаговый алгоритм создания таких стилей, как у нас, работы с клиентом, упаковки кейсов и самопиара. В целом программа создана для достаточно опытных дизайнеров как в сфере фирстилей, так и пришедших из другого направления.

О бизнесе в массы

— Ты ведешь Telegram-канал, делишься там своими мыслями, опытом. А когда ты сам начинал бизнес в 2013 году, где искал ответы на свои вопросы?

— Наверное, тогда у меня не было достаточного количества вопросов. Это сейчас я заморачиваюсь, думаю, как правильно спросить, у кого можно найти подходящий опыт, где я могу этому научиться. В 2013 году я просто делал и делал, а уже когда появился Денис, то он и ответил на большую часть моих вопросов.

— Расскажи, зачем ты ведешь канал.

— Это мое хобби. Мне это нравится, к тому же я считаю, что у меня это неплохо получается. В какой-то мере я так выражаю свою гражданскую позицию. Дело в том, что я уверен: каждый человек, который хочет что-то изменить, должен либо запустить свой стартап, либо присоединиться к какому-то из существующих. Потому что именно новые технологии, решения меняют нашу жизнь. Несколько лет назад мы не знали, что можно нажать на кнопку и приедет такси, а сейчас это часть нашей реальности. Именно о таких переменах я и говорю.

— Насколько серьезно ты подходишь к блогу? Готовишь контент-планы, собираешь аналитику по целевой аудитории?

— Нет, я пишу в основном о том, что сам недавно понял и узнал. А моя целевая аудитория — это люди, у которых со мной схожие ценности и желания. У меня в Telegram специально не настроены лайки, нет комментариев, поэтому основной ориентир для меня — количество подписчиков. Если оно растет, значит, люди друг другу пересылают мои посты, потому что находят их полезными, более того, они возвращаются и начинают регулярно меня читать.

— Ты чувствуешь какую-то ответственность, когда делишься своими мыслями в Telegram-канале?

— Нет. Я честен перед людьми: это мой канал и мои мысли. Просто у каждого должно быть понимание, что это только мое мнение; если идея кажется любопытной, то уже на совести читателя, будет он ее использовать или нет. Если решится, то результат — это его ответственность. Я считаю, что могу быть не прав, только если буду врать подписчикам.

— Ты пишешь свою книгу. Расскажи, как у тебя появилась такая идея.

— Я преодолел очередной рубеж в бизнесе и понял, что если сейчас не начну писать, то совсем оторвусь от реальности и забуду то чувство, когда ты не понимаешь как можно запустить свой проект и как на нем зарабатывать. Поэтому и начал писать книгу, пока свежи воспоминания о том, какие темы меня самого беспокоили.

— По структуре это история твоего успеха?

— Сейчас это больше похоже на инструкцию «Что нужно делать, чтобы что-то сделать». Причем там уклон именно на таких людей, как я, то есть в книге нет советов из разряда «Нормально делай, нормально будет».

— Что значит «такие люди, как ты»?

— Это те, кто боится, кто не уверен в своих планах, кто сомневается. Я думаю, что уже достаточно публикаций для тех, у кого развитая сила воли и мотивация. Им, конечно, мои советы ни к чему, они и так всего добьются.

Образование и тяга к стартапам

— Насколько для тебя принципиален вопрос, окончил твой сотрудник вуз или только курсы?

— Зависит от должности, на которую он претендует. Но мне в любом случае важнее, что человек умеет делать. Я свой диплом даже не стал забирать: отучился, но понял, что не обладаю достаточными компетенциями, чтобы иметь диплом экономиста в сфере IT. Однако этот факт никак не помешал мне построить карьеру.

Сотрудники «Логомашины» за работой

— Как относишься к самообразованию? Как сам развиваешься?

— Отношусь положительно. В данном случае серьезную роль играет практика, к «Логомашине» я тоже отношусь именно как к практике. Иногда посещаю рекомендуемые моими знакомыми тренинги, общаюсь с людьми и читаю некоторые каналы в Telegram, но очень избирательно.

— Какие каналы тебе интересно читать? О чем они должны быть?

— В большинстве случаев — о стартапах. Мне интересно, как люди проверяют какую-то гипотезу, добиваются результатов. Но не просто небольшой бизнес, как салон красоты, а проекты на основе того, чего еще не было. Как они работают, как забирают долю на рынке — это меня очень увлекает.

Планы

— Хотел бы запустить другой проект или расширить рамки «Логомашины»?

— Конечно. Я хотел бы проект, который стоит как минимум 100 миллионов долларов. Это достаточно большой бизнес, и будет ли это «Логомашина» или что-то другое на этом рынке или на другом — в принципе неважно.

— Расскажи о планах на будущее.

— У меня есть некоторые установки в плане денег, но это, я думаю, не уникально, и такая гонка с собой свойственна каждому предпринимателю.

— Не жалеешь, что когда-то свернул в сторону бизнеса?

— Я сам выбрал этот путь — отказаться от одних вещей в пользу других. Как можно об этом жалеть? Меня всё устраивает.

Блиц

— Книга, которую стоит прочитать?

— Вассерман, «Чем социализм лучше капитализма».

— Качества идеального сотрудника?

— Ответственность, нацеленность на результат, увлеченность тем, что он делает, и как воспринимает себя и окружающих.

— Что нельзя говорить клиенту?

— Нельзя обещать того, что не можешь сделать.

— Страна-передовик в дизайне?

— Россия.

— Образование, которое ты хотел бы получить?

— Что-то в сфере политики или философии.

Курс

Дизайнер логотипа и фирменного стиля


За четыре месяца вы станете специалистом по одному из самых востребованных направлений дизайна, научитесь презентовать свои идеи клиентам, а по итогам курса — соберете собственное портфолио.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox
Посмотреть