Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Дмитрий Матвеев, Wildberries: не привязывайтесь к инструментам, развивайтесь как личность

Говорили про работу в продуктовой компании, личностное развитие дизайнера и арт-директора, каллиграфию и музыку.

Про Wildberries

— Чем вы занимаетесь в Wildberries?

— В основном большими задачами. Всем, что связано с интернет-магазином. Дизайн-команды формируются под каждый проект и решают конкретные задачи: работают над сайтом или приложением. Есть отдельная команда для мобильного сайта, для внутренних проектов.

Мы стараемся охватить весь объем и расставить приоритеты: это помогает двигаться в нужном направлении.

— Какие методики позволяют контролировать работу внутри каждой команды?

— На самом деле все упирается в организацию. Если дизайнер понимает, что от него хотят, и при этом чувствует себя достаточно комфортно, — то это лучшее, что может быть в работе между дизайнером и его руководителем.

Важно понимание задачи, результата и процесса. Без этого многие останавливаются и замыкаются в себе, если арт-директор сразу не утверждает их идеи.

Чтобы такого не происходило, мы стараемся, чтобы каждый дизайнер понимал свою роль в проекте и участвовал в создании продукта.

— Насколько свободен дизайнер в принятии решений?

— Если в агентстве или студии с дизайном более или менее гибко, то у нас есть свои правила, которые нужно соблюдать. Как и в любой большой компании, в Wildberries есть как рутинная работа, так и время для креатива.

— Дизайнер должен искать баланс между творческой свободой и жесткими требованиями?

— Да, конечно. Я много лет работал дизайнером — и сейчас, как руководитель, понимаю, насколько важно давать человеку свободу.

Дизайнеру важно участвовать в брейнштормах. Это влияет на конечный проект, развивает дизайнера и его руководителя, влияет на их взаимоотношения. У нас нет такого: «Делай так и никак иначе», — зато есть место для собственных мыслей, обсуждений и предложений.

— Аудитория Wildberries — женщины. Есть ли какая-то специфика дизайна для этой аудитории?

— Мы стараемся учитывать все потребности нашей целевой аудитории, преимущественно женской. В основе дизайна — анализ и тестирование. Когда есть предложения и гипотезы, то мы смотрим на них через призму желаний наших пользователей. И если пользователям что-то нравится, то стараемся применить это на практике.

— Как выглядит обучение дизайнера внутри компании?

— Лучшее обучение — всегда практика. Мы общаемся и анализируем все работы дизайнеров. Для этого есть рабочие чаты, да и сидим рядом, поэтому всегда можно обсудить результат. Какие-то рабочие встречи заменяем личным общением с каждым участником команды.

Я стараюсь пользоваться только эффективными инструментами, поэтому не приветствую большие встречи. Они отнимают время и не дают результата.

Про развитие дизайнера и арт-директора

— Как попасть в такую компанию, как Wildberries, если я дизайнер-фрилансер?

— Я сразу обращаю внимание на портфолио и резюме. Абсолютно неважно, где человек трудился до этого. Главное, как он мыслит, какие у него работы, какой уровень знаний и профессиональной подготовки.

Дальше я смотрю, какой это человек: сможет ли он влиться в коллектив, как он будет относиться к форс-мажорам, внеплановым переработкам, которые есть в любой компании. Обращаю внимание на отношение дизайнера к самому себе: к своему профессиональному развитию и к тому, что он вообще хочет от жизни.

Человек должен быть уравновешенным и сдержанным. Важно знать, что ты делаешь, как делаешь и зачем. А еще — хотеть развиваться.

— Как можно быстро развиваться?

— Рост происходит на тех проектах, в которых участвует дизайнер. Поэтому мы общаемся со всеми дизайнерами, вместе разбираем ошибки. Мы в Wildberries даем возможность переосмыслить макет и подход к работе, поменять образ мыслей. Я всегда даю фидбек и открыт для предложений. Считаю, что развиваться нужно именно так.

Чтобы решить задачу, думайте, что нужно сделать и для кого. Из этого приходит понимание, как сделать.

— Продуктовый дизайнер с головой погружается в работу. Как понять, что пора остановиться, и макет можно нести арт-директору?

— Работа всегда зависит от дедлайнов. Иногда, конечно, можно предложить много вариантов. Но чаще работа требует быстрого реагирования — это другая история.

Дедлайны диктуют количество вариантов и скорость выполнения работы. Чтобы они не влияли на качество, важно расставлять приоритеты задачам. Останавливаемся, если задача решена и ее можно внедрять. Это происходит не на уровне макетов, а во время анализа реакции пользователя. Ведь не мы, а пользователь должен решать, удачный получился сервис или нет.

— Когда дизайнеру лучше показать результат работы арт-директору: какие-то идеи и наброски в первый же день или осмысленный макет ближе к дедлайну?

— Арт-директору важно участвовать в процессе, потому что дизайнер может свернуть не туда. А мы потеряем время и не успеем сдать проект.

Поэтому лучше всегда обсуждать начальный этап, середину и завершающий этап. Это всегда живое общение, в процессе которого дизайнер показывает, как понимает задачу.

Если дизайнер считает, что он максимально понял задачу, и не показывает результат до последнего — это не всегда правильное решение. Бывает, что в тупик  заводит недостаток опыта или профессиональных скиллов, поэтому важно всегда держать связь с руководителем.

— Арт-директор в Wildberries — это «старший дизайнер, который рисует» или «наставник и руководитель»?

— Сначала арт-директор рисует сам. Затем переходит на тот уровень, когда он рисует только концепцию, которую будет развивать дизайнер. Следующий уровень развития — это когда арт-директор ничего не рисует, а лишь организует работу.

Дизайнер — это инструмент в руках арт-директора. И чем больше у арт-директора опыта и чем выше уровень, то тем большим количеством дизайнеров он может управлять.

Если дизайнер сразу после обсуждения и брифинга выдает классный результат, то это значит, что арт-директора действительно хороший уровень.

— Как сказать дизайнеру, что он зашел не туда, но при этом не обидеть его?

— Зависит от человека. Не говорю конкретно про дизайнеров, потому что это вопрос вообще про психологию. Когда руководитель видит в своих подчиненных не только исполнителей, но еще и личностей, то можно найти и определенный подход к каждой из них.

Кому-то критика как инструмент для решения проблем подходит, а кому-то нет. Поэтому нужно различать, кто перед тобой, какой это дизайнер, девушка или парень, как он относится к замечаниям, понимает ли их. Где-то можно прикрикнуть, где-то пошутить. Подходы разные, они зависят от понимания, кто в команде.

Дмитрий запимывает видео-урок про типографику для Skillbox.

Я придерживаюсь той точки зрения, что нужно критиковать мягко. Но если человек не понимает, нужно поговорить: по какой причине работа не выполняется, почему качество ухудшилось, нет ли каких-то проблем у человека.

Арт-директору важно искать подход к своим подчиненным, чтобы их мотивировать. Тогда атмосфера в команде будет хорошей, а проекты будут сдаваться в срок.

— Получается, универсальных инструментов нет, арт-директор должен искать подход к каждому. Как этому научиться?

— Дизайнер может повысить свой уровень с помощью практики, книг, курсов. У арт-директора это происходит так же. Любой руководитель должен читать книги по менеджменту, планированию, организации и психологии, ведущих мировых бизнесменов и руководителей.

И, конечно, важен опыт. Чем больше времени руководитель вкладывает в свое обучение, тем лучше он будет справляться с обязанностями. Советую руководителям прочитать «Как управлять командой творческих людей» Эда Кэтмелла, президента компании Pixar.

Личные вопросы

— Как вы попали в профессию?

— В детстве я постоянно рисовал: все тетради были в разных мультяшках. Когда появился CorelDraw, я начал делать первые проекты.

Профессиональный путь начался на третьем курсе, когда писал работу по Forex. Я экономист по образованию, специальность «Кибернетика и экономическая информатика», но на практику я пришел не в какую-то фирму менеджером, а в дизайн-студию. Показал свои работы и меня взяли. В итоге диплом я делал по Forex, а практику проходил в дизайн-студии.

При этом я всегда видел себя руководителем: старался брать больше обязанностей, показывать знания на практике перед коллегами, хотел, чтобы меня заметили и оценили.

Постепенно уровень рос, поэтому в какой-то момент я обновил резюме и поставил там вместо «дизайнера» должность «арт-директор». И меня взяли на работу — в этой компании проработал недолго, зато понял, что сфера мне интересна. Такая работа помогает развиваться не только как профессионалу, но еще и как личности.

Когда рассматриваю работы, которые присылают мне на рецензию, вижу благодарность молодых дизайнеров. Я с удовольствием делюсь знаниями и понимаю, насколько важно наставничество.

— В Instagram вы публикуете работы, связанные с музыкой и каллиграфией. Как вы начали этим всем заниматься? Помогает ли в основной работе?

— Помогает. Все эти навыки приобретаются очень быстро, когда ты этого хочешь. Одно тянет за собой другое — дизайн, каллиграфия, музыка — все же взаимосвязано.

Барабанами я начал заниматься в юности. Я действительно профессиональный барабанщик, мы даже гастролировали с группой. Это помогло найти нужные контакты и получить развитие в творческой среде.

Все-таки музыка — очень близкая с дизайном сфера. Много заказов было из музыкальной сферы: логотипы групп, обложки, афиши фестивалей.

Важный совет: выбирайте то, что вам нравится. Занятие должно мотивировать и приносить радость.

Если говорить про каллиграфию, то это больше про тренды. В 2013 году направление стало очень популярным. Весь Behance был в каллиграфических логотипах и меня это завораживало.

Поэтому я поставил себе цель действовать масштабно. За короткое время научился и взял свою первую работу — роспись стены в фитнес-клубе.

Мне дали полную свободу, а я сделал роспись без единого эскиза. И эта работа до сих пор мне очень нравится.

Стена в фитнес-клубе «Сталь»

— Роспись стены без предварительных набросков? Как это получилось?

— Перед началом я всегда отвечаю на три вопроса: что это, для чего это и как это сделать. Если на них ответить, то любой проект идет очень гладко.

Дизайнер — профессионал с креативным мышлением. Однако если креатив преобладает над здравым смыслом, то это не очень подходит для работы в большой компании.

Если говорить про роспись стены, то подумайте сами: фитнес-клуб, боевые искусства, люди приходят туда работать, а не кофе пить. Стилистика должна быть не витиеватая, а, например, готика. Важно, чтобы была структура. Не обязательно читабельная, но что-то яркое, динамичное и геометричное.

Процесс росписи стены в фитнес-клубе

Дальше на первый план выходит сетка как инструмент. Я посчитал, что будет лучше сделать круговую каллиграфию, и огромное количество времени ушло на разметку. А затем все пошло как по маслу.

Начинающим дизайнерам

— А с чего начать новичку в веб-дизайне? На кого ориентироваться?

— В первую очередь начинать нужно со внутреннего ощущения. Если это тебе действительно нравится, то надо начинать и не думать, нужно это тебе или нет.

Если привлекают вывески, билборды, шрифты, логотипы, сайты, то занимайся этим. Прими решение и точка.

Важно найти наставника. Должен быть человек, который знает больше,  может направить и дать дельные советы. А ты просто можешь выбрать направление, в котором интересно двигаться.

Потому что объять необъятное далеко не у всех получается. У многих нет таких талантов, как у Леонардо да Винчи, поэтому на начальном этапе нужно быть скромнее.

Дальше — изучение программ, трендов, дизайн-ресурсов, статей, книг, видеоматериалов и блогов.

Курс «Веб-дизайн с 0 до PRO»
Годовой практический курс для тех, кто хочет освоить веб-дизайн с самого начала с индивидуальным наставником, сделать отличное портфолио и получить первые заказы или стажировку в студии.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

— Мне нравится дизайн, но я не могу решить, в какой сфере развиваться: делать логотипы, рисовать сайты, заниматься каллиграфией. Что делать?

— Здесь нужно разграничивать: есть у вас время и ресурсы на обучение или вам важно сразу зарабатывать деньги.

Если молодой человек живет у родителей и у него есть свободное время, то нужно изучать программы, ходить на курсы, пробовать себя в графическом дизайне, рисовать логотипы, работать на фрилансе. Это одно дело.

Дмитрий ведет занятие по каллиграфии для детей и взрослых.

Другое — это когда у молодых людей нет времени на такое обучение, какое им хотелось бы получить. Нужен результат «здесь и сейчас», чтобы зарабатывать деньги, — тогда правильнее будет выбрать что-то одно.

— Какие книги подойдут начинающему дизайнеру?

— Изучение профессии я бы советовал начать с понимания себя: куда хочешь прийти, как ты будешь все организовать. Здесь поможет книга «Десять икс» Гранта Кардона. Она вправляет мозги, дает пошаговое руководство к тому, что нужно делать.

Важно уделить особое внимание модульным системам, ведь это основа дизайна. Даже когда делаете сайт под смартфоны, планшеты, десктопы — все это про модульные системы. Лендинги, промостраницы — и это тоже держится на сетке. Начать можно, например, с книги «Типографика и верстка» Артема Горбунова.

Если говорить об истоках, то можно прочитать «Новую типографику» Яна Чихольда. Про написание текста могу посоветовать «Редактируем дизайном» Яна В. Уайта, также хорошо прочитать «Пиши, сокращай» и «Нейрокопирайтинг».

Хотел бы отдельно выделить книгу «Скажи жизни „Да“» — история, как доктор, психолог, выжил в концлагере. Книга оказывает сильное влияние на ментальность: понимаешь, что любые трудности и испытания — это ничто по сравнению с тем, что пережили некоторые люди. Такая книга точно даст толчок к развитию.

Не ограничивайте свой выбор только профессиональной литературой, мыслите шире. Читайте о маркетинге, пиаре, психологии, бизнесе. Вы будете больше знать и поэтому лучше справляться с любыми задачами.

— Важный совет?

— Не привязывайтесь к инструментам, развивайтесь как личность.

На вас будут смотреть как на сильную и развитую личность, как на профессионала. Одни инструменты и технологии исчезнут, появятся новые. Развивать в себе личность — то, во что стоит вкладывать свои силы.

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий,  авторизуйтесь
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox