Дмитрий Матвеев, Wildberries: не привязывайтесь к инструментам, развивайтесь как личность
Говорили про работу в продуктовой компании, личностное развитие дизайнера и арт-директора, каллиграфию и музыку.


vlada_maestro / shutterstock
Ключевые моменты интервью:
- Работа в Wildberries, продуктовый дизайн, внутреннее обучение.
- Развитие дизайнера до арт-директора.
- Хобби-проекты и как они помогают черпать вдохновение для основной работы.
- Советы начинающим. выбор направления.
Про Wildberries
— Чем вы занимаетесь в Wildberries?
— В основном большими задачами. Всем, что связано с интернет-магазином. Дизайн-команды формируются под каждый проект и решают конкретные задачи: работают над сайтом или приложением. Есть отдельная команда для мобильного сайта, для внутренних проектов.
Мы стараемся охватить весь объем и расставить приоритеты: это помогает двигаться в нужном направлении.
— Какие методики позволяют контролировать работу внутри каждой команды?
— На самом деле все упирается в организацию. Если дизайнер понимает, что от него хотят, и при этом чувствует себя достаточно комфортно, — то это лучшее, что может быть в работе между дизайнером и его руководителем.
Важно понимание задачи, результата и процесса. Без этого многие останавливаются и замыкаются в себе, если арт-директор сразу не утверждает их идеи.
Чтобы такого не происходило, мы стараемся, чтобы каждый дизайнер понимал свою роль в проекте и участвовал в создании продукта.
— Насколько свободен дизайнер в принятии решений?
— Если в агентстве или студии с дизайном более или менее гибко, то у нас есть свои правила, которые нужно соблюдать. Как и в любой большой компании, в Wildberries есть как рутинная работа, так и время для креатива.
— Дизайнер должен искать баланс между творческой свободой и жесткими требованиями?
— Да, конечно. Я много лет работал дизайнером — и сейчас, как руководитель, понимаю, насколько важно давать человеку свободу.

Дизайнеру важно участвовать в брейнштормах. Это влияет на конечный проект, развивает дизайнера и его руководителя, влияет на их взаимоотношения. У нас нет такого: «Делай так и никак иначе», — зато есть место для собственных мыслей, обсуждений и предложений.
— Аудитория Wildberries — женщины. Есть ли какая-то специфика дизайна для этой аудитории?
— Мы стараемся учитывать все потребности нашей целевой аудитории, преимущественно женской. В основе дизайна — анализ и тестирование. Когда есть предложения и гипотезы, то мы смотрим на них через призму желаний наших пользователей. И если пользователям что-то нравится, то стараемся применить это на практике.
— Как выглядит обучение дизайнера внутри компании?
— Лучшее обучение — всегда практика. Мы общаемся и анализируем все работы дизайнеров. Для этого есть рабочие чаты, да и сидим рядом, поэтому всегда можно обсудить результат. Какие-то рабочие встречи заменяем личным общением с каждым участником команды.
Я стараюсь пользоваться только эффективными инструментами, поэтому не приветствую большие встречи. Они отнимают время и не дают результата.
Про развитие дизайнера и арт-директора
— Как попасть в такую компанию, как Wildberries, если я дизайнер-фрилансер?
— Я сразу обращаю внимание на портфолио и резюме. Абсолютно неважно, где человек трудился до этого. Главное, как он мыслит, какие у него работы, какой уровень знаний и профессиональной подготовки.
Дальше я смотрю, какой это человек: сможет ли он влиться в коллектив, как он будет относиться к форс-мажорам, внеплановым переработкам, которые есть в любой компании. Обращаю внимание на отношение дизайнера к самому себе: к своему профессиональному развитию и к тому, что он вообще хочет от жизни.
Человек должен быть уравновешенным и сдержанным. Важно знать, что ты делаешь, как делаешь и зачем. А еще — хотеть развиваться.
— Как можно быстро развиваться?
— Рост происходит на тех проектах, в которых участвует дизайнер. Поэтому мы общаемся со всеми дизайнерами, вместе разбираем ошибки. Мы в Wildberries даем возможность переосмыслить макет и подход к работе, поменять образ мыслей. Я всегда даю фидбек и открыт для предложений. Считаю, что развиваться нужно именно так.
Чтобы решить задачу, думайте, что нужно сделать и для кого. Из этого приходит понимание, как сделать.
— Продуктовый дизайнер с головой погружается в работу. Как понять, что пора остановиться, и макет можно нести арт-директору?
— Работа всегда зависит от дедлайнов. Иногда, конечно, можно предложить много вариантов. Но чаще работа требует быстрого реагирования — это другая история.
Дедлайны диктуют количество вариантов и скорость выполнения работы. Чтобы они не влияли на качество, важно расставлять приоритеты задачам. Останавливаемся, если задача решена и ее можно внедрять. Это происходит не на уровне макетов, а во время анализа реакции пользователя. Ведь не мы, а пользователь должен решать, удачный получился сервис или нет.

— Когда дизайнеру лучше показать результат работы арт-директору: какие-то идеи и наброски в первый же день или осмысленный макет ближе к дедлайну?
— Арт-директору важно участвовать в процессе, потому что дизайнер может свернуть не туда. А мы потеряем время и не успеем сдать проект.
Поэтому лучше всегда обсуждать начальный этап, середину и завершающий этап. Это всегда живое общение, в процессе которого дизайнер показывает, как понимает задачу.
Если дизайнер считает, что он максимально понял задачу, и не показывает результат до последнего — это не всегда правильное решение. Бывает, что в тупик заводит недостаток опыта или профессиональных скиллов, поэтому важно всегда держать связь с руководителем.
— Арт-директор в Wildberries — это «старший дизайнер, который рисует» или «наставник и руководитель»?
— Сначала арт-директор рисует сам. Затем переходит на тот уровень, когда он рисует только концепцию, которую будет развивать дизайнер. Следующий уровень развития — это когда арт-директор ничего не рисует, а лишь организует работу.
Дизайнер — это инструмент в руках арт-директора. И чем больше у арт-директора опыта и чем выше уровень, то тем большим количеством дизайнеров он может управлять.
Если дизайнер сразу после обсуждения и брифинга выдает классный результат, то это значит, что арт-директора действительно хороший уровень.
— Как сказать дизайнеру, что он зашел не туда, но при этом не обидеть его?
— Зависит от человека. Не говорю конкретно про дизайнеров, потому что это вопрос вообще про психологию. Когда руководитель видит в своих подчиненных не только исполнителей, но еще и личностей, то можно найти и определенный подход к каждой из них.
Кому-то критика как инструмент для решения проблем подходит, а кому-то нет. Поэтому нужно различать, кто перед тобой, какой это дизайнер, девушка или парень, как он относится к замечаниям, понимает ли их. Где-то можно прикрикнуть, где-то пошутить. Подходы разные, они зависят от понимания, кто в команде.

Я придерживаюсь той точки зрения, что нужно критиковать мягко. Но если человек не понимает, нужно поговорить: по какой причине работа не выполняется, почему качество ухудшилось, нет ли каких-то проблем у человека.
Арт-директору важно искать подход к своим подчиненным, чтобы их мотивировать. Тогда атмосфера в команде будет хорошей, а проекты будут сдаваться в срок.
— Получается, универсальных инструментов нет, арт-директор должен искать подход к каждому. Как этому научиться?
— Дизайнер может повысить свой уровень с помощью практики, книг, курсов. У арт-директора это происходит так же. Любой руководитель должен читать книги по менеджменту, планированию, организации и психологии, ведущих мировых бизнесменов и руководителей.
И, конечно, важен опыт. Чем больше времени руководитель вкладывает в свое обучение, тем лучше он будет справляться с обязанностями. Советую руководителям прочитать «Как управлять командой творческих людей» Эда Кэтмелла, президента компании Pixar.
Личные вопросы
— Как вы попали в профессию?
— В детстве я постоянно рисовал: все тетради были в разных мультяшках. Когда появился CorelDraw, я начал делать первые проекты.
Профессиональный путь начался на третьем курсе, когда писал работу по Forex. Я экономист по образованию, специальность «Кибернетика и экономическая информатика», но на практику я пришел не в какую-то фирму менеджером, а в дизайн-студию. Показал свои работы и меня взяли. В итоге диплом я делал по Forex, а практику проходил в дизайн-студии.
При этом я всегда видел себя руководителем: старался брать больше обязанностей, показывать знания на практике перед коллегами, хотел, чтобы меня заметили и оценили.
Постепенно уровень рос, поэтому в какой-то момент я обновил резюме и поставил там вместо «дизайнера» должность «арт-директор». И меня взяли на работу — в этой компании проработал недолго, зато понял, что сфера мне интересна. Такая работа помогает развиваться не только как профессионалу, но еще и как личности.
Когда рассматриваю работы, которые присылают мне на рецензию, вижу благодарность молодых дизайнеров. Я с удовольствием делюсь знаниями и понимаю, насколько важно наставничество.
— В Instagram* вы публикуете работы, связанные с музыкой и каллиграфией. Как вы начали этим всем заниматься? Помогает ли в основной работе?
— Помогает. Все эти навыки приобретаются очень быстро, когда ты этого хочешь. Одно тянет за собой другое — дизайн, каллиграфия, музыка — все же взаимосвязано.
Барабанами я начал заниматься в юности. Я действительно профессиональный барабанщик, мы даже гастролировали с группой. Это помогло найти нужные контакты и получить развитие в творческой среде.
Все-таки музыка — очень близкая с дизайном сфера. Много заказов было из музыкальной сферы: логотипы групп, обложки, афиши фестивалей.
Важный совет: выбирайте то, что вам нравится. Занятие должно мотивировать и приносить радость.
Если говорить про каллиграфию, то это больше про тренды. В 2013 году направление стало очень популярным. Весь Behance был в каллиграфических логотипах и меня это завораживало.
Поэтому я поставил себе цель действовать масштабно. За короткое время научился и взял свою первую работу — роспись стены в фитнес-клубе.
Мне дали полную свободу, а я сделал роспись без единого эскиза. И эта работа до сих пор мне очень нравится.

— Роспись стены без предварительных набросков? Как это получилось?
— Перед началом я всегда отвечаю на три вопроса: что это, для чего это и как это сделать. Если на них ответить, то любой проект идет очень гладко.
Дизайнер — профессионал с креативным мышлением. Однако если креатив преобладает над здравым смыслом, то это не очень подходит для работы в большой компании.
Если говорить про роспись стены, то подумайте сами: фитнес-клуб, боевые искусства, люди приходят туда работать, а не кофе пить. Стилистика должна быть не витиеватая, а, например, готика. Важно, чтобы была структура. Не обязательно читабельная, но что-то яркое, динамичное и геометричное.

Дальше на первый план выходит сетка как инструмент. Я посчитал, что будет лучше сделать круговую каллиграфию, и огромное количество времени ушло на разметку. А затем все пошло как по маслу.
Начинающим дизайнерам
— А с чего начать новичку в веб-дизайне? На кого ориентироваться?
— В первую очередь начинать нужно со внутреннего ощущения. Если это тебе действительно нравится, то надо начинать и не думать, нужно это тебе или нет.
Если привлекают вывески, билборды, шрифты, логотипы, сайты, то занимайся этим. Прими решение и точка.
Важно найти наставника. Должен быть человек, который знает больше, может направить и дать дельные советы. А ты просто можешь выбрать направление, в котором интересно двигаться.
Потому что объять необъятное далеко не у всех получается. У многих нет таких талантов, как у Леонардо да Винчи, поэтому на начальном этапе нужно быть скромнее.
Дальше — изучение программ, трендов, дизайн-ресурсов, статей, книг, видеоматериалов и блогов.
— Мне нравится дизайн, но я не могу решить, в какой сфере развиваться: делать логотипы, рисовать сайты, заниматься каллиграфией. Что делать?
— Здесь нужно разграничивать: есть у вас время и ресурсы на обучение или вам важно сразу зарабатывать деньги.
Если молодой человек живет у родителей и у него есть свободное время, то нужно изучать программы, ходить на курсы, пробовать себя в графическом дизайне, рисовать логотипы, работать на фрилансе. Это одно дело.

Другое — это когда у молодых людей нет времени на такое обучение, какое им хотелось бы получить. Нужен результат «здесь и сейчас», чтобы зарабатывать деньги, — тогда правильнее будет выбрать что-то одно.
— Какие книги подойдут начинающему дизайнеру?
— Изучение профессии я бы советовал начать с понимания себя: куда хочешь прийти, как ты будешь все организовать. Здесь поможет книга «Десять икс» Гранта Кардона. Она вправляет мозги, дает пошаговое руководство к тому, что нужно делать.
Важно уделить особое внимание модульным системам, ведь это основа дизайна. Даже когда делаете сайт под смартфоны, планшеты, десктопы — все это про модульные системы. Лендинги, промостраницы — и это тоже держится на сетке. Начать можно, например, с книги «Типографика и верстка» Артема Горбунова.
Если говорить об истоках, то можно прочитать «Новую типографику» Яна Чихольда. Про написание текста могу посоветовать «Редактируем дизайном» ЯнаВ. Уайта, также хорошо прочитать «Пиши, сокращай» и «Нейрокопирайтинг».
Хотел бы отдельно выделить книгу «Скажи жизни „Да“» — история, как доктор, психолог, выжил в концлагере. Книга оказывает сильное влияние на ментальность: понимаешь, что любые трудности и испытания — это ничто по сравнению с тем, что пережили некоторые люди. Такая книга точно даст толчок к развитию.
Не ограничивайте свой выбор только профессиональной литературой, мыслите шире. Читайте о маркетинге, пиаре, психологии, бизнесе. Вы будете больше знать и поэтому лучше справляться с любыми задачами.
— Важный совет?
— Не привязывайтесь к инструментам, развивайтесь как личность.
На вас будут смотреть как на сильную и развитую личность, как на профессионала. Одни инструменты и технологии исчезнут, появятся новые. Развивать в себе личность — то, во что стоит вкладывать свои силы.