7 способов проверить и улучшить юзабилити сайта

Рассказываем, как провести аудит юзабилити сайта, найти основные проблемы и исправить их.

Под термином юзабилити стоит понимать сразу несколько свойств дизайна сайта. Это удобство и привлекательность, эргономичность, способность сайта быть интуитивно понятным для пользователя.

Шаг 1. Изучите пути пользователя

Вам нужно проанализировать то, как пользователи ведут себя на сайте. Зайдите на каждую страницу и ответьте на вопросы:

  • Что хочет получить посетитель?
  • Сколько кликов он сделает до результата?
  • Какие варианты достижения цели он видит на этой странице?

Например, пользователь находится на главной странице интернет-магазина с большим каталогом товаров. Хочет купить конкретный мобильный телефон. Сначала он вобьет название модели в форму поиска.

  1. Затем в результатах найдет нужный телефон.
  2. Перейдет на страницу с описанием устройства.
  3. Кликнет «Добавить в корзину».
  4. Увидит яркую кнопку «Оформить заказ»,
  5. Перейдет в личный кабинет и, наконец,
  6. Заполнит форму для покупки.

Итого — минимум шесть кликов.

Подумайте: как повысить юзабилити сайта с таким переходом пользователя по сайту? Например, стоит упростить посетителю поиск — визуально выделить нужную строку, чтобы быстрее находили. Сделать в форме подсказки-ссылки. Добавить кнопку «Оформить заказ в один клик» — если человек не хочет набирать корзину товаров, то зачем усложнять ему жизнь?

Не забывайте, что путешествие по сайту начинается не только с главной страницы. Пользователь может прийти из поиска на страницу блога, попасть на сайт с рекламного объявления. Проверяйте все пути.

Шаг 2. Соберите фокус-группу

Провести тестирование юзабилити сайта и создать чек-лист для исправления ошибок проще всего с помощью фокус-группы. Вы можете обратиться в агентство или собрать такую группу сами. Потребуется несколько человек, которые подходят под портрет целевой аудитории вашего сайта, — чем больше, тем лучше.

Идеально, если тестирование проводится в офисе: посадите человека за компьютер, попросите расслабиться, объясните, что это не экзамен, и он не совершит никаких ошибок. Если вы проверяете путь на смартфоне, возьмите устройство с функцией записи экрана. Если на компьютере, записывайте все на небольшую камеру, которая фиксирует все действия пользователя и его лицо. Не мешайте человеку во время теста, не сбивайте его лишними комментариями. Наблюдайте за его действиями на сайте: где он задумался, где отвлекся. Долго ли искал нужную кнопку или ссылку?

Если это невозможно, попробуйте удаленное тестирование. Созвонитесь с клиентом через Skype, попросите его включить демонстрацию экрана и комментировать в микрофон все действия. Пусть выносит оценку, говорит, что удобно, а что нет. Фильтруйте оценочные суждения и обращайте внимание на его действия. Проверяйте, насколько ваше представление об эффективности дизайна совпадает с его действиями.

Подходите к результатам фокус-группы объективно. Например, если один человек из ста не сразу заметил форму поиска, не стоит бросаться делать ее ярче. Но если 10% и более опрошенных раздражались из-за формы регистрации с множеством полей — попробуйте ее упростить.

Сложная captcha — элемент, на котором спотыкаются участники любой фокус-группы

Шаг 3. Изучите «Вебвизор»

Если нет средств на фокус-группы и времени на изучение каждой страницы, сделайте быстрый аудит юзабилити сайта с помощью «Яндекс.Метрики». Установите сервис на сайт — статистика по трафику собирается за последние две недели. Если посетителей очень много, можете начинать анализ через сутки.

Зайдите во вкладку «Вебвизор» и посмотрите, на какой стадии пользователи чаще уходят с сайта.

Сервис «Вебвизор» покажет данные о путешествиях посетителей за последние две недели

Шаг 4. Проверьте адаптивность

Проверьте, удобно ли просматривать страницу на мобильном устройстве. Введите нужную ссылку в сервисе «Проверка оптимизации на адаптивность» от Google и посмотрите результат.

Обратите внимание: это изучение на адаптивность конкретной страницы, а не сайта целиком. В первую очередь проверьте ссылки, на которых пользователям нужно или получить важную информацию, или как-то взаимодействовать с ресурсом, например, заполнить форму.

Для этого введите URL страницы и ознакомьтесь с результатами ее анализа.

Google подскажет, что стоит исправить на сайте

Шаг 5. Проверьте скорость загрузки

Если сайт загружается дольше, чем за три секунд, то 53% пользователей не станет ждать и закроет страницу. Из-за долгой загрузки вы теряете клиентов сразу по двум причинам:

  • Некоторым надоедает ждать и они предпочитают быстрые сайты;
  • Поисковые системы видят массовый уход пользователей со страницы и понижают ваш сайт в результатах выдачи — это значит, что конкуренты получат больше трафика.

Проверьте сайт инструментом Google — PageSpeed. Если результаты плохие, сожмите изображения на вашем сайте, удалите тяжелую графику. Попросите технических специалистов убрать с сайта сложные скрипты и анимацию.

PageSpeed подскажет, чем в первую очередь ускорить загрузку сайта

Шаг 6. Сделайте чек-лист

Главный критерий юзабилити сайта — насколько просто пользователю достичь цели. Например, купить нужный продукт, оформить запрос или подписаться на информацию. Для сложных задач разместите на странице понятый чек-лист. Когда человек видит последовательный, схематичный список шагов, он воспринимает информацию целиком и начинает спокойно выполнять намеченный вами план.

Читайте больше в нашей статье о чек-листах в UX-дизайне.

Посмотрите, как реализована система чек-листов на портале Госуслуг

Шаг 7. Используйте правило трех кликов

Если времени совсем мало, попробуйте проверить сайт на правило трех кликов. Смысл в том, что у вашего пользователя есть только три клика для попадания на любую страницу даже крупного портала.

Такая проверка поможет увидеть недостатки в структуре ресурса, а вы сможете исправить это и сделать его более удобным и простым. Как это сделать, читайте в нашей статье о правиле трех кликов.

Сайты интернет-магазинов могут быть огромными, но логичными и понятными. Например, изучите Amazon.

Бонус. Шаг 8. Станьте UX-дизайнером

Получить фундаментальные знания по UX-дизайну, научиться анализировать сайты на юзабилити вы научитесь на специальном курсе от Skillbox. Профессионалы подробно объяснят и покажут, как проектировать удобные и понятные интерфейсы сайтов и приложений. Вы поменяете мышление о дизайне, сможете найти слабые места на любом ресурсе и сделать путь пользователей проще и эффективнее.

Курс «UX-дизайн 2.0»
Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как сделать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально изменить мышление бизнеса в диджитал, оцифровать любой продукт и сделать его максимально конкурентоспособным.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox
Посмотреть