Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

7 способов проверить и улучшить юзабилити сайта

Рассказываем, как провести аудит юзабилити сайта, найти основные проблемы и исправить их.

Под термином юзабилити стоит понимать сразу несколько свойств дизайна сайта. Это удобство и привлекательность, эргономичность, способность сайта быть интуитивно понятным для пользователя.

Шаг 1. Изучите пути пользователя

Вам нужно проанализировать то, как пользователи ведут себя на сайте. Зайдите на каждую страницу и ответьте на вопросы:

  • Что хочет получить посетитель?
  • Сколько кликов он сделает до результата?
  • Какие варианты достижения цели он видит на этой странице?

Например, пользователь находится на главной странице интернет-магазина с большим каталогом товаров. Хочет купить конкретный мобильный телефон. Сначала он вобьет название модели в форму поиска.

  1. Затем в результатах найдет нужный телефон.
  2. Перейдет на страницу с описанием устройства.
  3. Кликнет «Добавить в корзину».
  4. Увидит яркую кнопку «Оформить заказ»,
  5. Перейдет в личный кабинет и, наконец,
  6. Заполнит форму для покупки.

Итого — минимум шесть кликов.

Подумайте: как повысить юзабилити сайта с таким переходом пользователя по сайту? Например, стоит упростить посетителю поиск — визуально выделить нужную строку, чтобы быстрее находили. Сделать в форме подсказки-ссылки. Добавить кнопку «Оформить заказ в один клик» — если человек не хочет набирать корзину товаров, то зачем усложнять ему жизнь?

Не забывайте, что путешествие по сайту начинается не только с главной страницы. Пользователь может прийти из поиска на страницу блога, попасть на сайт с рекламного объявления. Проверяйте все пути.

Шаг 2. Соберите фокус-группу

Провести тестирование юзабилити сайта и создать чек-лист для исправления ошибок проще всего с помощью фокус-группы. Вы можете обратиться в агентство или собрать такую группу сами. Потребуется несколько человек, которые подходят под портрет целевой аудитории вашего сайта, — чем больше, тем лучше.

Идеально, если тестирование проводится в офисе: посадите человека за компьютер, попросите расслабиться, объясните, что это не экзамен, и он не совершит никаких ошибок. Если вы проверяете путь на смартфоне, возьмите устройство с функцией записи экрана. Если на компьютере, записывайте все на небольшую камеру, которая фиксирует все действия пользователя и его лицо. Не мешайте человеку во время теста, не сбивайте его лишними комментариями. Наблюдайте за его действиями на сайте: где он задумался, где отвлекся. Долго ли искал нужную кнопку или ссылку?

Если это невозможно, попробуйте удаленное тестирование. Созвонитесь с клиентом через Skype, попросите его включить демонстрацию экрана и комментировать в микрофон все действия. Пусть выносит оценку, говорит, что удобно, а что нет. Фильтруйте оценочные суждения и обращайте внимание на его действия. Проверяйте, насколько ваше представление об эффективности дизайна совпадает с его действиями.

Подходите к результатам фокус-группы объективно. Например, если один человек из ста не сразу заметил форму поиска, не стоит бросаться делать ее ярче. Но если 10% и более опрошенных раздражались из-за формы регистрации с множеством полей — попробуйте ее упростить.

Сложная captcha — элемент, на котором спотыкаются участники любой фокус-группы

Шаг 3. Изучите «Вебвизор»

Если нет средств на фокус-группы и времени на изучение каждой страницы, сделайте быстрый аудит юзабилити сайта с помощью «Яндекс.Метрики». Установите сервис на сайт — статистика по трафику собирается за последние две недели. Если посетителей очень много, можете начинать анализ через сутки.

Зайдите во вкладку «Вебвизор» и посмотрите, на какой стадии пользователи чаще уходят с сайта.

Сервис «Вебвизор» покажет данные о путешествиях посетителей за последние две недели

Шаг 4. Проверьте адаптивность

Проверьте, удобно ли просматривать страницу на мобильном устройстве. Введите нужную ссылку в сервисе «Проверка оптимизации на адаптивность» от Google и посмотрите результат.

Обратите внимание: это изучение на адаптивность конкретной страницы, а не сайта целиком. В первую очередь проверьте ссылки, на которых пользователям нужно или получить важную информацию, или как-то взаимодействовать с ресурсом, например, заполнить форму.

Для этого введите URL страницы и ознакомьтесь с результатами ее анализа.

Google подскажет, что стоит исправить на сайте

Шаг 5. Проверьте скорость загрузки

Если сайт загружается дольше, чем за три секунд, то 53% пользователей не станет ждать и закроет страницу. Из-за долгой загрузки вы теряете клиентов сразу по двум причинам:

  • Некоторым надоедает ждать и они предпочитают быстрые сайты;
  • Поисковые системы видят массовый уход пользователей со страницы и понижают ваш сайт в результатах выдачи — это значит, что конкуренты получат больше трафика.

Проверьте сайт инструментом Google — PageSpeed. Если результаты плохие, сожмите изображения на вашем сайте, удалите тяжелую графику. Попросите технических специалистов убрать с сайта сложные скрипты и анимацию.

PageSpeed подскажет, чем в первую очередь ускорить загрузку сайта

Шаг 6. Сделайте чек-лист

Главный критерий юзабилити сайта — насколько просто пользователю достичь цели. Например, купить нужный продукт, оформить запрос или подписаться на информацию. Для сложных задач разместите на странице понятый чек-лист. Когда человек видит последовательный, схематичный список шагов, он воспринимает информацию целиком и начинает спокойно выполнять намеченный вами план.

Читайте больше в нашей статье о чек-листах в UX-дизайне.

Посмотрите, как реализована система чек-листов на портале Госуслуг

Шаг 7. Используйте правило трех кликов

Если времени совсем мало, попробуйте проверить сайт на правило трех кликов. Смысл в том, что у вашего пользователя есть только три клика для попадания на любую страницу даже крупного портала.

Такая проверка поможет увидеть недостатки в структуре ресурса, а вы сможете исправить это и сделать его более удобным и простым. Как это сделать, читайте в нашей статье о правиле трех кликов.

Сайты интернет-магазинов могут быть огромными, но логичными и понятными. Например, изучите Amazon.

Бонус. Шаг 8. Станьте UX-дизайнером

Получить фундаментальные знания по UX-дизайну, научиться анализировать сайты на юзабилити вы научитесь на специальном курсе от Skillbox. Профессионалы подробно объяснят и покажут, как проектировать удобные и понятные интерфейсы сайтов и приложений. Вы поменяете мышление о дизайне, сможете найти слабые места на любом ресурсе и сделать путь пользователей проще и эффективнее.

Курс «UX-дизайн 2.0»
Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как сделать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально изменить мышление бизнеса в диджитал, оцифровать любой продукт и сделать его максимально конкурентоспособным.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox
Новогодняя распродажа курсов