Новая образовательная платформа
Курс НГУ Археология. О чём говорят древности?
Курс

Археология. О чём говорят древности?

Археология. О чём говорят древности?

Как учёные узнают о прошлом человека, какие бывают артефакты и как воссоздать историю с их помощью? На курсе мы поговорим о видах археологических памятников, их классификации и типологии, разберём этапы работы археолога — от разведки до экспедиции, от лабораторных работ до интерпретации результатов.

Вы узнаете, как учёные определяют возраст находок с помощью разных естественно-научных методов, и откроете для себя множество интересных фактов о человеческой истории.

Курс Новосибирского государственного университета

• НГУ входит в 24 международные коллаборации, 19 из них — в области физики элементарных частиц и астрофизики.
• Университет реализует модель «образование через исследования»: 80% преподавателей НГУ — действующие учёные, поэтому студенты с младших курсов работают над реальными исследовательскими проектами.
• Выпускники НГУ работают в ведущих зарубежных университетах и научно-исследовательских центрах.
• НГУ — центр экосистемы новосибирского Академгородка, где в шаговой доступности находятся один из самых высокоэффективных в России технопарков и 35 исследовательских организаций.

Трейлер курса

Превью видеозаписи

Кому подойдёт этот курс

  • Студентам

    Узнаете, как организовать археологическое исследование, правильно проводить раскопки, обнаружить, классифицировать и датировать источники и воссоздать историю с их помощью.

  • Специалистам

    Узнаете больше о методах классификации археологических источников, о разных видах датирования (радиоуглеродном, люминесцентном, аргон-аргоновом, уран-ториевом и даже космическом) и о применении технологий 3D-моделирования и анализа данных в археологии.

  • Всем, кто интересуется археологией

    Узнаете больше об археологических экспедициях, о работе археолога и о том, как древние артефакты помогают нам лучше понимать себя.

Чему вы научитесь

  1. Понимать, что, как и зачем изучает археология.
  2. Разбираться в видах археологических источников и способах их изучения.
  3. Понимать, как организовать археологическую экспедицию и как выбрать место для раскопок.
  4. Разбираться в способах оценки возраста древних артефактов.
  5. Понимать, как археологи проводят исследования.
  6. Разбираться в наскальном искусстве разных периодов.

Содержание курса

Курс состоит из 6 модулей. Основные 5 модулей курса рассказывают о задачах и методах археологии: что такое археологические источники, как их найти, проанализировать, датировать, как интерпретировать результаты их изучения. Последний модуль — дополнительный. Из него вы узнаете, как и зачем древние люди переселились из Африки в Сибирь, кем были первые сибиряки, почему в честь денисовского человека назвали пещеру на Алтае и множество других интересных фактов.

  • 6 модулей
  • 48 видеоматериалов
  1. Что изучает археология?

    В этом модуле вы познакомитесь с основными понятиями археологии — предметом изучения, целями и задачами. Узнаете, по каким сценариям развивались древние цивилизации и какие бывают типы источников, по которым мы можем узнать о прошлом человека.

      1. 1.1. Загадки цивилизаций древности
      2. 1.2. Как археологи изучают прошлое человека?
      3. 1.3. Археология прошлого и настоящего
      4. 1.4. Что и как изучает археология?
      5. 1.5. Чем отличается типология от классификации в археологии?
      6. 1.6. Какие бывают типы археологических памятников?
  2. Археологические источники

    Модуль посвящён разным типам археологических источников, их типологии и классификации. Вы узнаете, как артефакт становится археологическим источником и как правильно его интерпретировать.

      1. 2.1. Что такое археологический источник?
      2. 2.2. Археологизация: как предмет становится артефактом?
      3. 2.3. Правила классификации источников
      4. 2.4. О чём могут рассказать поселения древних людей?
      5. 2.5. Погребения: как и почему они возникли в древнем мире?
      6. 2.6. Как? Зачем? И почему? Определяем археологический контекст
      7. 2.7. Интерпретация: учимся «читать» по артефактам
  3. Как археологи проводят исследования?

    Вас ждёт подробный разбор этапов археологического исследования: как организовать экспедицию и как понять, где вообще копать? Мы не только расскажем, но и покажем, как правильно проводить археологические раскопки и подготовить материал для лабораторных исследований. В конце модуля вы узнаете о некоторых юридических тонкостях работы археолога.

      1. 3.1. Почему нельзя просто так прийти и начать копать? Готовимся к раскопкам
      2. 3.2. Как подготовиться к археологическим раскопкам?
      3. 3.3. Правила археологических раскопок
      4. 3.4. Как работать с археологическим материалом в лаборатории?
      5. 3.5. Какие законы нужно знать археологу?
      6. 3.6. Археологическое наследие: как его сохранить?
      7. 3.7. Лара Крофт и Индиана Джонс, или Как стать настоящим археологом?
      8. Материалы для самостоятельного изучения: федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ, федеральный закон от 27.06.2011 № 163-ФЗ, федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ, положение о полевых работах..
  4. Естественно-научные методы в археологии

    Вас ждёт очень насыщенный модуль. Вы узнаете, какие естественно-научные методы применяют археологи, как и с помощью чего они определяют возраст древних артефактов. Разберётесь в разных видах датирования — радиоуглеродном, люминесцентном, аргон-аргоновом, уран-ториевом и даже космическом. А в конце увидите, как учёные применяют компьютерные технологии в археологии (например, 3D-моделирование и анализ данных).

      1. 4.1. Что такое палеогеографические архивы?
      2. 4.2. Методы палеогеографических исследований
      3. 4.3. Геохронология: абсолютное и относительное датирование
      4. 4.4. Радиоуглеродный метод датирования
      5. 4.5. Уран-ториевый и аргон-аргоновый методы датирования
      6. 4.6. Люминесцентное датирование.
      7. 4.7. Датирование по наземным космогенным нуклидам
      8. 4.8. Возможности 3D-моделирования в археологии
      9. 4.9. Геометрико-морфометрический анализ
  5. Наскальное искусство

    Как написать шедевр без кисти и холста? Это знал древний художник. Какие материалы и техники нанесения рисунка он использовал? Мы разберём особенности стилей наскального искусства разных периодов.

      1. 5.1. Что такое наскальное искусство?
      2. 5.2. Фиксация наскальных изображений
      3. 5.3. Как определить возраст наскального изображения?
      4. 5.4. «Папа, смотри, быки!», или Как открыли пещерное искусство?
      5. 5.5. Классика пещерного искусства. В чём его специфика?
      6. 5.6. «А был ли мамонт?», или наскальное искусство Сибири
      7. 5.7. Неолитическое наскальное искусство Сибири
      8. 5.8. Наскальное искусство Сибири. Бронзовый век
      9. 5.9. Изобразительные традиции Железного века и Средневековья
      10. 5.10. Как защитить памятники наскального искусства?
      11. Итоги курса. Заключительная лекция.
  6. Дополнительные материалы от научно-образовательного центра «Новая археология»

    Как и зачем древние люди переселились из Африки в Сибирь? Кем были эти первые сибиряки? Кто такой денисовский человек и почему в его честь назвали пещеру на Алтае? В дополнительном модуле ведущие археологи расскажут вам об этом и многом другом.

      1. 6.1. Феномен денисовца
      2. 6.2. Точная наука археология, или Как снять отпечатки пальцев древности?
      3. 6.3. Мир Денисовой пещеры
      4. 6.4. Все мы вышли из Африки, но когда и куда?
      5. 6.5. Неандертальцы, которых мы не знали
      6. 6.6. Первые древние сибиряки и при чём здесь Америка
      7. 6.7. Новая археология: как подружить науку и образование?

Спикеры

Андрей Табарев
Андрей
Табарев
Доктор исторических наук, заведующий сектором зарубежной археологии Института археологии и этнографии сибирского отделения РАН
Арина Хаценович
Арина
Хаценович
Кандидат исторических наук, инженер- исследователь научно-образовательного центра «Новая археология» в НГУ
Александр Кандыба
Александр
Кандыба
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии сибирского отделения РАН
Реджеп Курбанов
Реджеп
Курбанов
Кандидат географических наук, инженер- исследователь научно-образовательного центра «Новая археология» в НГУ
Лидия Зоткина
Лидия
Зоткина
Кандидат исторических наук, преподаватель кафедры археологии и этнографии НГУ

Стоимость курса

  • 2 550
  • 3 000
Курс НГУ Археология. О чём говорят древности?

Выберите вариант оплаты

Заполните контактные данные

Похоже, произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с публичной офертой и политикой обработки персональных данных

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена

Частые вопросы

  • Как пройти курс?
    Чтобы получить сертификат о прохождении курса, вам нужно набрать проходной балл по всем обязательным заданиям: сдать тесты после каждого модуля и итоговый тест по курсу, выполнить практический проект по анализу данных.
    Видео, материалы для самостоятельного изучения, а также тренировочные упражнения помогут вам подготовиться к сдаче оцениваемых заданий.
  • Кто будет мне помогать в обучении на платформе?
    У вас будут проверяющие эксперты и куратор в Telegram-чате курса. Они прокомментируют практические работы, дадут полезные советы и ответят на любые вопросы. Вы сможете перенять их опыт, профессиональные знания и лайфхаки.