Образование
#новости

Исследование: учебную мотивацию школьников снижает недостаток автономии

Вернуть ученику инициативность можно, если передать ему часть контроля над содержанием и временем занятий.

Исследовательницы из Института образования НИУ ВШЭ Мария Добрякова и Олеся Юрченко предложили решение для проблем с мотивацией школьников. Усилить желание учиться, согласно их выводам, может поддержка потребности в автономии, которая есть у каждого ребёнка и взрослого. Работа опубликована в журнале «Вопросы образования».

В исследовании участвовали 39 семей из 12 регионов России. Подростки в возрасте от 10 до 17 лет из этих семей, а также их родители дали в 2022 году глубинные интервью авторам. Исследовательниц интересовало, что мотивирует школьников в учёбе и во внеучебной деятельности, как устроена их коммуникация с родителями и педагогами в школе, как организованы учебные дни и кто принимает решения, например, о расписании занятий и вариантах досуга.

Изучение кейсов позволило разделить ситуации, в которых находились респонденты, на две категории — это жёсткий и мягкий фрейминг. Фрейминг (framing) — это термин британского социолога Базиля Бернстейна. Он обозначает общий принцип, регулирующий коммуникацию между теми, кто передаёт знания, и теми, кто их получает. При жёстком фрейминге правила и организация образовательного процесса и пространства — полностью в руках взрослых. При мягком фрейминге сами подростки во многом управляют происходящим, а контроль со стороны родителей и педагогов ведётся через обсуждение, в котором учитываются интересы школьников.

Авторы подчёркивают, что мягкий фрейминг не означает вседозволенности и не приводит к ситуации, в которой школьники перестают учиться. Многие подростки, которые находятся в такой ситуации, учатся в школах с непростой программой и много занимаются. Но возможность вести свои исследовательские проекты или выбирать темы для обучения, свободно выстраивать коммуникацию с учителями, изменять пространство в классе и дома ведут к тому, что школьники становятся более самостоятельны как в учёбе, так и в других видах деятельности. Они в принципе не так жёстко разделяют сферы учёбы и досуга, потому что и там, и там проявляют инициативу: ставят цели, планируют, сами отслеживают результаты.

И напротив, в ситуации жёсткого фрейминга зачастую виден контраст между тем, как подросток относится к учёбе и как — к внеучебной активности. Школьник может быть отличным спортсменом и лидером в этой сфере, а в учёбе при этом испытывать только безынициативность, скуку или тревогу. Вся учебная мотивация в таких случаях сводится только к потребности вписаться в действующую систему и следовать правилам или, наоборот, всячески уклоняться от требований. Хотя у исследования не было цели оценивать фрейминги в школах разных типов, исследовательницы отмечают, что большинство респондентов из числа учеников государственных школ находятся именно в ситуации жёсткого фрейминга.

Чтобы объяснить, как разные фрейминги приводят к отличиям в уровне мотивации, Мария Добрякова и Олеся Юрченко обратились к теории самодетерминации, одной из ключевых современных теорий мотивации. Согласно этой теории, внутренняя мотивация человека к какой-либо деятельности и его благополучие связаны с удовлетворением трёх базовых психологических потребностей — в автономии, компетентности и связности. И именно автономии, видимо, больше всего не хватает учащимся в традиционной школьной системе.

Соответственно, чтобы вернуть школьникам инициативность в учёбе, авторы работы предлагают педагогам и родителям создать для школьников возможности реализовать потребность в автономии. Например, расширить контроль детей над пространством (свобода движений в классе, возможность изменить рабочее место по своему усмотрению), над распределением и планированием времени, а также над выбором занятий.

Кстати, к похожим выводам пришли авторы недавнего американского исследования. В нём Gallup и Walton Family Foundation изучили уровень счастья 1000 школьников в возрасте от 12 до 18 лет. Самым важным фактором для них оказалось понимание цели своей деятельности, но смысла в учёбе при этом многие не видят: только 48% учащихся средних и старших классов вообще чувствуют мотивацию ходить в школу и только 52% ощущают, что каждый день делают что-то интересное. Авторы исследования также предлагают преподавателям искать новые стратегии для привлечения интереса учеников. Предлагается, в частности, создавать новые факультативы и стажировки, которые синхронизируются с будущей карьерой школьников и могут заинтересовать их.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована