Как меняется отношение к кириллице и почему не надо бояться быть странным?
Поговорили с Машей Дореули о смелых заказчиках, уникальном дизайне и вдохновении, которое можно найти даже в ржаном хлебе.
Muneeb Syed / Unsplash / Annie для Skillbox
Мария Дореули
Дизайнерка шрифта, основательница и креативный директор независимой студии и шрифтового магазина Contrast Foundry. Среди тех, кто использует шрифты студии, — Третьяковская галерея, американский журнал The Fader, институт «Стрелка», Nike, «Яндекс» и другие известные компании и независимые дизайнеры.
Организатор «Шрифтовой мастерской», соосновательница проекта о кириллице Cyrillicsly.
Автор шрифта-суперхита Chimera, который получил сертификат за совершенство в области шрифтового дизайна в Нью-Йорке.
Мы поговорили с Машей о том, как её индивидуальность отражается в дизайне и в работах студии, которой она управляет.
Из интервью вы узнаете:
- как выйти из зоны комфорта и в одиночку переехать в США;
- что заставляет Contrast Foundry работать нон-стоп даже по ночам;
- в каком необычном проекте использовали Chimera;
- почему компании из России заказывают самые смелые шрифты;
- как меняется отношение к кириллице;
- как связаны дизайн и хлеб на закваске.
О выборе профессии
Конечно, в детстве я не думала о том, что начну создавать какие-то буквы, и вообще не представляла, что есть люди, которые этим занимаются. Я рисовала, увлекалась росписью по дереву. Любовь к творчеству соединялась во мне с усидчивостью ― я могла долго концентрироваться на чём-то одном. К тому же мне всегда хорошо давались точные науки.
Тогда я ничего не знала о промышленном дизайне. Возможно, если бы кто-то мне об этом рассказал, стала бы дизайнером в этой области.
Я решила пойти в Полиграф и оказалась на курсе, где Александр Тарбеев вёл лекции по шрифту. Они и увлекли меня в шрифтовой дизайн.
О переезде в Сан-Франциско
Мне захотелось нового уровня конкуренции, нового стимула делать больше и лучше, и я решила выйти из комфортных условий, которые уже могла организовать себе в Москве.
Сначала планировала переехать в Нью-Йорк — у меня были воспоминания о том, как там всё захватывающе и классно. Но когда я туда приехала, поняла, что мне так больше не кажется. Этот город — он как Москва: никогда не спит, там постоянно проходят какие-то выставки, ты вечно по ним мотаешься, живёшь в тесной комнатушке. Я поняла, что не хочу вести такой образ жизни.
Потом я оказалась в Сан-Франциско, увидела природу, которая есть вокруг него, поняла, что мне подходит местный климат. Ещё один важный фактор: Нью-Йорк — сложившийся мир, и там есть известные студии, которые делают классные вещи уже давно. А тут мир немного хаотичный, со стартапами, молодыми людьми, которые едут сюда, чтобы воплощать самые смелые идеи. Этот город постоянно меняется, тут не так много каких-то давно известных компаний. Мне показалось интересным пожить в таком развивающемся, эклектичном месте, которое обладает какой-то молодой энергией.
Так я оказалась в совершенно новом городе, одна. Нужно было понять, как тут жить, как развивать бизнес, работать, общаться. Если сравнивать с Нью-Йорком, в Сан-Франциско всё ещё намного дороже. Сюда обычно приезжают люди с постоянной работой — например, когда их позвали в один из IT-гигантов (Google, Apple, Facebook*).
Уехать, не имея цели где-то работать фултайм на зарплате, — это рискованное решение. Конечно, мне было страшно. Но я подумала: если не получится или не понравится, я всегда смогу вернуться обратно.
О работе онлайн
Мы начали работать с Лизой Рассказовой, когда я ещё жила в Москве, это был 2014 год. А онлайн-магазин шрифтов мы открыли в 2018-м, когда я только переехала в США.
Фактически тогда началась наша «пандемия» — мы ушли в онлайн. Сейчас это уже не новость, все так работают. А тогда это было чем-то необычным, у меня многие спрашивали: «Как вам удаётся работать удалённо?»
Тогда я сама не понимала, сложно ли будет организовать процессы дистанционно, потому что мы же рисуем, мы же должны всё обсуждать, а у нас такая разница во времени. Сейчас Лиза и Никита живут в Москве и её окрестностях, Аня — в Голландии, и мы общаемся либо рано утром, либо поздно вечером. Воспринимаем это как данность. Но это может быть даже удобно, потому что вечером ребята заканчивают работать, высылают результаты мне, и тогда работать начинаю я. У нас такой рабочий нон-стоп: утром они уже получают какие-то комментарии и обновлённые файлы. Так что разница во времени — это и минус, и плюс.
Об отличиях студии
Мне кажется, любая уникальность выдуманная. Это то, каким ты сам себя видишь, и то, что ты хочешь подчеркнуть.
Мы отличаемся от других шрифтовых студий тем, как строим работу.
Большинство наших коллег — одиночки: дизайнеры либо работают сами по себе, либо в паре. Своё отличие от них мы хотели подчеркнуть, когда делали сайт: он должен был заявить, что Contrast Foundry — это не только Маша Дореули, а команда из четырёх дизайнеров. И это не просто имена, которые меняются и поэтому скромно набраны текстом в углу. Нам было важно показать, что за каждым именем — личность.
Мы эмоциональные, не боимся быть какими-то странными. Обычно на сайтах студий вы видите фотографии очень серьёзных основателей, которые как будто говорят: «Мы рисуем буквы, давно это делаем и вообще очень уверенные в себе ребята». Мы не хотели выглядеть страшно серьёзными, а хотели, чтобы было видно: к нам легко можно обратиться, над нами даже можно посмеяться, мы этого не боимся.
О заказчиках, которые хотят «такое же»
Студий, которые делают шрифты, всё больше и больше — и в целом шрифты, которые они создают, всё больше похожи друг на друга.
Мы не хотим делать то, что уже сделано, потому что это уже сделано.
В каждом новом заказе мы ищем уникальный образ, для нас это очень важно. Частая ситуация — заказчик обращается к нам и хочет такое же, как у кого-то. А зачем делать такое же? Идите и купите.
Обычно такие заказчики отваливаются сами, потому что, даже если клиент говорит, что хочет как у кого-то ещё, мы так не будем делать. Мы будем показывать ему разные варианты, экспериментировать и искать что-то новое даже в узкой области. А те люди, которые хотят разработать точно то же самое, что уже существует, пытаются сэкономить на лицензии. Когда такие клиенты узнают, сколько стоит наша работа, они обычно пропадают.
Конечно, все говорят, что делают всё не как все. То, что мы просто пишем об этом у себя на сайте, по сути ничего не значит. Мы стараемся доказывать это работами, которыми делимся. Они показывают, что всегда можно сделать что-то новое, если подходить к этому с нужной стороны.
О любимом проекте
Один из самых интересных заказов за последнее время — шрифт для кинотеатра «Художественный» в Москве. В этом проекте история соединилась с чем-то очень современным. Мы трудились над ним долго — примерно полгода, и нам очень нравится, как шрифт заработал в итоге. Айдентика с ним получилась очень свежей.
О самом необычном использовании шрифта
Сложно сказать, какой проект, купивший мой шрифт, меня удивил. Наверное, это было, когда Chimera вдруг стал использовать сервис для знакомств Badoo. У них со студией подкастов «Толк» был спецпроект «По уши», для которого они его взяли.
Обычно этот шрифт берут для оформления фестивалей, постеров. Я не думала, что его может использовать дейтинг. А тут вдруг — раз! И он там. Но почему бы и нет? Chimera очень чувственная. Эмоции от неё так и идут, и, видимо, люди это ощущают. Шрифт идеально вписался в проект, было очень классно, хоть и неожиданно.
О клиентах из России и США
Есть стереотип, что клиенты из Америки заказывают дизайнерам более смелую айдентику, чем компании из России. Мы работаем в узкой буквенной области, и у меня есть ощущение, что в ней всё наоборот.
Если американский бренд заказывает шрифт, он точно знает, чего хочет. Обычно он ставит нас в довольно жёсткие рамки, за которые мы не можем выходить, — идеи айдентики и шрифта, который мы для неё создаём, уже придуманы и согласованы с клиентом.
В России, как мне кажется, компании ещё только учатся заказывать для себя шрифты. Пока они не очень умеют это делать, не знают, как объяснить или даже как понять, что им нужно. Вместе с заказчиком мы выясняем, что для него будет лучше работать, ищем варианты, показываем — у нас гораздо больше свободы и возможностей продать уникальную идею, сделать что-то по-настоящему необычное.
Об отношении к кириллице
Кириллица ещё только развивается, складывается, устаканивается. В латинице уже так много сделано во всех направлениях, во всех стилях. Есть шрифты и подешевле, и подороже, и Open Source от Google. Работая с разными версиями одного шрифта, ты можешь понять, какой лучше или хуже. А у нас обычно есть только один вариант — и слава богу, что он есть! Хороший или нехороший — его и используй.
Но это меняется. Помню, когда я только начинала рисовать шрифты, онлайн-магазинов, где их продавали, было мало — всего пара штук. Ходило много разговоров о том, что шрифты воруют, поэтому дизайнеры не хотели публиковать их в интернете. Вот лежат они на внешнем диске — и отлично.
Последние пять-десять лет шрифты стали покупать намного чаще, потому что люди увидели, что теперь это доступно, что шрифты удобно приобретать онлайн. Благодаря этому меняется отношение к кириллице в целом, и её активнее используют в айдентике. Выбора уже намного больше, и клиент начинает понимать, что хорошо, а что — нет.
Когда я рисую шрифт, я не разделяю кириллицу и латиницу. Чаще я создаю латиницу, но и с ней всё не так просто, хотя ты всегда можешь найти десяток уже готовых шрифтов и ориентироваться на них. В кириллице таких эталонов мало, поэтому ты постоянно должен выдумывать то, чего ещё никто не делал, — стиль букв, их рисунок.
Но многое здесь зависит и от того, насколько уникальный образ у букв, которые ты создаёшь. Если он ни на что не похож, то и у латиницы непросто найти формы, которые бы хорошо работали.
О хлебе и вдохновении
В карьере мы все проходим разные стадии, на какой-то из них ты настолько увлечён работой, что полностью в неё погружаешься. Затем наступает такой этап, когда хочется найти ещё какое-то дело, которым ты занимаешься, потому что хочешь, а не потому что у тебя горят сроки. Это может быть любая область. Очень важно не замыкаться только на творчестве, если твоя профессия с ним связана, а оглядеться вокруг, изучить, что люди делают ещё, пообщаться с этими людьми.
Для меня таким делом стала кулинария. За пару месяцев до пандемии мне объяснили, как печь хлеб на закваске. Обычный белый хлеб. Я попробовала, и у меня не получилось. Пыталась снова и снова, потом началась пандемия, я стала печь ещё больше, мои рецепты становились лучше.
А потом случилась странная история: на местной мельнице я заказала органическую ржаную муку и мне доставили мешок, который весил 25 килограммов! Он предназначался какой-то Наталье, но по ошибке попал ко мне. Можно было, конечно, увезти его обратно, но я подумала: «Вокруг вирус, зачем мне контактировать с людьми?» ― и оставила этот мешок у себя. Стало понятно, что мне нужно увеличивать объёмы, потому что муку надо как-то расходовать. Я начала печь ещё больше, находить новые рецепты.
Я занялась этим, чтобы отвлечься от основной работы, делать что-то руками, а мне открылся целый новый мир! Технология приготовления хлеба очень точная: нужно всё замерять по часам, «кормить» закваску (у меня отдельно ржаная и отдельно ― пшеничная) утром и вечером. О ней нужно заботиться — как о детях или домашних животных. В общем, нелегко. Но я люблю такие задачи, которые нужно решать долго. Я пеку уже год, стараюсь делать это лучше и лучше и нахожу в этом вдохновение.
О поиске своей уникальности
Я бы советовала всегда думать о том, зачем ты что-то делаешь и что ты хочешь этим сказать. И от этого, возможно, твоя работа станет ещё больше непохожа на другие.
Мне кажется, что сейчас всё большую роль играет честность. Если ты любишь своё дело и работаешь с отдачей, результат будет уникальным, потому что ты вкладываешь в этот проект часть себя.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».