Дизайн Маркетинг
#статьи

Фриланс: что это такое, что придётся делать и сколько вам будут платить

Какие плюсы и минусы есть у фриланса, кому он подойдёт и как кратно увеличить доходы, работая на себя.

Иллюстрация: Shyntartanya / Shutterstock / Miltiadis Fragkidis / Unsplash / Picsart / Annie для Skillbox Media

На фрилансе можно работать в комфортном режиме и зарабатывать кратно больше средней зарплаты в вашем регионе. Я сама была фрилансером восемь лет. На старте я зарабатывала 5–20 тысяч рублей в месяц, а в последние несколько лет — 120 тысяч рублей в месяц. При этом я живу в небольшой станице с населением 10 тысяч человек и ни дня не работала в офисе.

В этом материале расскажу о фрилансе, основываясь на своём опыте и на данных опросов и исследований.


Что такое фриланс и кто такой фрилансер

Фриланс — это удалённая кратковременная работа не по трудовому договору. Вы выполняете работу для клиента, а когда заканчиваете её, ищете следующего. Или постоянно работаете с несколькими клиентами, но не числитесь ни у кого в штате.

Фрилансер — это свободный специалист, человек, который работает на себя. Он сам организует своё рабочее время и решает, какие заказы брать, но и ищет работу тоже сам. У фрилансера нет руководителя, который обеспечивает работой, но есть ответственность перед клиентами. И эта ответственность даже больше, чем ответственность в работе по найму на аналогичной должности.

Работать на фрилансе могут люди многих профессий. Например, копирайтеры, маркетологи, SMM-специалисты. Подробнее об этом поговорим ниже.

На фрилансе можно редактировать статьи и монтировать видео
Скриншот: Fl.ru / Skillbox Media

Для одних фриланс — подработка. Его совмещают с работой, учёбой или декретом и уделяют ему пару часов в день. Люди, для которых фриланс — подработка, могут выполнять задачи ночью, по дороге на основную работу или днём, пока спит ребёнок.

Для других фриланс — единственный источник дохода. Ему могут уделять как два, так и 8–10 часов в день. Для меня фриланс был единственным источником дохода восемь лет, и я работала с 8:00 до 18:00 с перерывом 2–3 часа — почти как в офисе.

Фриланс — популярная форма занятости. В 2020 году в исследовании PricewaterhouseCoopers объём российского рынка фриланса оценили в 41 миллиард долларов. На тот момент Россия входила в первую десятку стран по выручке фрилансеров.

Всего четверть удалёнщиков в России работают на одного работодателя, а 40% — на нескольких или имеют основную работу и подработку. Это данные опроса биржи фриланса Finder.vc, в котором приняли участие более 1700 человек.

Кто может работать на фрилансе

На фрилансе могут трудиться все, кому не нужно лично присутствовать на рабочем месте. Продавцу в магазине это нужно — дистанционно разложить товары на полки и пробивать их на кассе не получится. А вот бухгалтер может работать с электронными документами и программами — для этого ему нужен только компьютер, а находиться он может где угодно.

Есть много сфер, в которых можно работать удалённо, — продажи, финансы, техподдержка, образование и другие. В этом разделе мы расскажем о нескольких специальностях, позволяющих брать заказы на фрилансе. Для работы по ним не нужно учиться в вузе, а начать получать хороший доход можно быстро.

Копирайтер. Это специалист, который создаёт контент — например, статьи в блог, цепочки писем для email-рассылок, посты для социальных сетей, тексты для лендингов. Есть авторы, которые пишут только в одном формате — например, только тексты для лендингов.

Чтобы создавать контент, копирайтер много работает с информацией: общается со спикерами, ищет первоисточники, проверяет факты. Для работы ему нужна только стандартная офисная программа Word или «Google Документы».

Узнать больше о профессии можно в этом обзоре. Рассказали в нём, сколько можно заработать и как стартовать в отрасли.

Ещё в Skillbox есть курс «Профессия Копирайтер с нуля до PRO» для полноценного старта в копирайтинге и курс «Копирайтинг от А до Я 2.0», позволяющий научиться писать тексты и понять, подходит ли вам эта сфера.

Таргетолог. Это специалист, который настраивает таргетированную рекламу, или рекламу в социальных сетях. Например, запускает кампании во «ВКонтакте».

Таргетолог изучает целевую аудиторию, ищет её в социальных сетях, создаёт креативы, настраивает кампанию, анализирует и оптимизирует рекламу. Он работает в рекламных кабинетах соцсетей и использует графические редакторы, чтобы создавать креативы.

В Skillbox Media есть обзор профессии таргетолога и статья о том, как стать таргетологом. Прочитайте их, чтобы узнать о работе таргетолога больше.

Если хотите попробовать себя в таргетинге, обратите внимание на курсы Skillbox. Курс «Профессия Таргетолог с нуля до PRO» подойдёт, если вы хотите найти работу уже во время обучения. Курс «Таргетолог с нуля» — если вы ничего не знаете о настройке рекламы и хотите научиться работать с ней.

Дизайнер. Дизайнеры занимаются визуальным оформлением и проектированием пользовательского опыта. Вот всего несколько примеров их работы: они создают вещи, оформляют разные объекты, разрабатывают логотипы и баннеры.

Направлений в дизайне много: графический, шрифтовой, веб, UX/UI, промышленный, интерьерный и так далее. Каждый вид дизайна требует для работы своего набора сервисов и программ. Но в большинстве случаев дизайнеры работают с «тяжёлыми» программами, поэтому им нужны мощные устройства.

SMM-специалист. Это человек, который продвигает бизнес в соцсетях. SMM-специалист ведёт страницы бизнеса и помогает компании достичь важных для неё показателей — например, привлечь клиентов из соцсетей.

SMM-специалист может настраивать таргетированную рекламу, составлять контент-план и писать посты, разрабатывать SMM-стратегию. В работе специалист использует только сами соцсети и сервисы — например, сервисы отложенного постинга или редакторы изображений.

Чтобы узнать больше об SMM, прочитайте обзор профессии SMM-специалиста или инструкцию по старту в SMM.

Если вы хотите стартовать в SMM, обратите внимание на программу «Профессия SMM-специалист». Также в Skillbox есть курс «SMM-специалист с нуля» — на нём можно получить востребованные навыки и начать зарабатывать.

Разработчик. Это человек, который создаёт компьютерные программы, сайты, веб-сервисы и мобильные приложения с помощью языков программирования. Разработчик может создавать пользовательский интерфейс — это называют фронтендом — или внутреннюю логику работы программы: это называют бэкендом.

В работе разработчики используют разные инструменты. Чаще всего — редакторы кода и среды разработки, или IDE, — программы для разработки и тестирования приложений. Некоторые среды разработки разворачиваются в браузере, а некоторые устанавливаются на устройство и сильно нагружают его.

Чтобы лучше узнать о профессии, прочитайте статьи. Мы развенчивали пять мифов о программистах и давали советы по старту в разработке.

Если вас заинтересовала разработка, пройдите бесплатный курс «Введение в программирование». Он позволяет разобраться в разных технологиях и выбрать подходящую.

Профессий, которые позволяют работать на фрилансе, гораздо больше. Удалённо работать могут интернет-маркетологи, проджект-менеджеры, SEO-специалисты, тестировщики и многие другие.

Почти всем специалистам, которые работают удалённо, нужен только ноутбук или персональный компьютер. И хороший интернет, чтобы, например, пользоваться онлайн-сервисами, необходимыми для работы.

Плюсы и минусы фриланса

На фрилансе гораздо больше свободы, чем в штате. Но и работать сложнее. Расскажу о плюсах и минусах фриланса, отталкиваясь от своего опыта и данных опросов фрилансеров — опроса биржи фриланса Finder.vc, опроса ВЦИОМ и исследования HeadHunter.

Вот какие преимущества есть у фриланса:

Удобный график. Его легко подстроить под любые потребности — можно работать тогда, когда комфортно. Нет руководителя, у которого приходится отпрашиваться, если что-то произошло. Нужно на родительское собрание — просто идёшь на него, а с задачами можно закончить позже.

Работа из дома. Работать можно не только дома, но и в коворкинге, в библиотеке — да хоть на стереотипном пляже под пальмой. В любом случае не нужно тратить несколько часов в день, чтобы добраться до офиса, и думать, что надеть сегодня на работу.

Отсутствие обязательств. Фрилансер не обязан брать все проекты, которые ему предлагают. Он может сам выбирать заказы — и легко отказаться от того, что для него неудобно.

Повышать доход проще. Чтобы получать больше денег в штате, нужно договариваться с руководителем. Фрилансер может повысить цены на свои услуги или брать столько заказов, сколько может выполнить.

Фрилансеры также относят к плюсам то, что на фрилансе остаётся больше времени на себя, семью и близких. У меня другой опыт — времени оставалось столько же, сколько остаётся сейчас, когда я работаю в штате.

Вот какие у работы на фрилансе минусы:

Нет социальных гарантий. У фрилансеров, которые работают без договора, нет больничных, оплачиваемых отпусков и пенсии. Но если фрилансер — индивидуальный предприниматель, он платит взносы за себя и может рассчитывать на пенсию.

Нет стабильности. Может случиться так, что сегодня заказов много — даже больше, чем можно взять. А завтра заказов не будет — и найти их будет невозможно при всём желании. У меня бывали такие чёрные полосы — они проходят. Но на поиск заказов тратишь много сил, а отсутствие работы — повод для сильной тревоги.

Нужно искать работу самостоятельно. Это отнимает время — и сначала на поиск заказов может уходить больше времени, чем на их выполнение. Но если фрилансер хорошо делает свою работу и много общается с коллегами, со временем он начинает получать заказы благодаря сарафанному радио и нетворкингу.

Ответственность больше, чем в штате. Можно сказать, что фрилансер отвечает за качество головой. В штате ошибку может помочь исправить руководитель или более опытный коллега. А если фрилансер допускает ошибку, он всё переделывает сам. Если у него совсем ничего не получается и недовольный заказчик напишет негативный отзыв, может пострадать репутация.

Близкие думают, что у тебя нет нормальной работы. Им сложно объяснить, что фриланс — такая же работа, как в штате. Поэтому родственники и знакомые могут отвлекать — например, просить с чем-то помочь. Любимая фраза тех, кто не понимает сути фриланса: «Ты всё равно сидишь дома».

Фрилансеры упоминают и о других минусах — например, сложно заставить себя выйти из дома, не хватает общения с коллегами. Для меня это не минусы: я не люблю часто бывать в обществе, а общения мне хватает.

Плюсы и минусы фриланса по мнению участников опроса Finder.vc
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Кому подходит фриланс

Фриланс подходит самоорганизованным и ответственным людям, которые умеют управлять своим временем. Если с этим проблемы, лучше выбрать работу в штате — и желательно в офисе. Я поняла это на своём опыте, а ещё так считают многие специалисты и фрилансеры (один, два, три).

Почему важны ответственность, самоорганизованность и навыки тайм-менеджмента? Потому что фрилансер сам строит график работы: планирует, сколько времени займут задачи, и решает, в какой последовательности их выполнять.

Если построить график неправильно, возникнет хаос. Придётся быстро переключаться между задачами и перерабатывать, чтобы сдать проекты вовремя, а это сложно. Из-за хаоса можно упустить из виду задачи и не сделать вовремя необходимую работу.

По этой же причине важно уметь бороться с прокрастинацией. Из-за неё фрилансеры садятся за проект в последний момент — и не успевают к сроку сдачи заказа. Или успевают, но из-за спешки допускают ошибки или выполняют работу хуже, чем могли бы.

Неорганизованные люди без навыков в тайм-менеджменте тоже могут работать на фрилансе. Просто они, скорее всего, будут зарабатывать меньше, чем организованные. Будет больше стресса от прокрастинации и хаоса, больше неприятных разговоров с заказчиками.

Ещё для работы на фрилансе нужны хард-скиллы. Копирайтер должен уметь создавать тексты, таргетолог — настраивать рекламу, программист — писать код. Фриланс — это не стажировка, на которой вас всему научат: чтобы зарабатывать, нужны хотя бы минимальные навыки.

Сколько зарабатывают фрилансеры

Кто-то зарабатывает 5 тысяч рублей в месяц, а кто-то — 200 тысяч рублей. На доход влияет множество факторов: профессия, то, сколько времени фрилансер уделяет работе, насколько качественно он её делает, и даже то, как дорого он может продать свои услуги. Для примера посмотрим на результаты опроса Finder.vc: они показывают, насколько разным может быть доход.

Большинство фрилансеров, принявших участие в опросе, зарабатывают на проектах до 20 тысяч рублей в месяц. Например, в копирайтинге и дизайне таких фрилансеров 45%, в маркетинге и SMM — 32%.

Но есть и те, кто зарабатывает 150–250 тысяч рублей в месяц: 4% опрошенных назвали такие цифры. Больше всего специалистов, которые получают такую зарплату, в маркетинге и SMM — 6% от всех, кто занят в этой отрасли.

Вот другая статистика: фрилансеры, которые выводят деньги на российские карты, получают в среднем 100 тысяч рублей. Те, кто выводит деньги на иностранные карты, зарабатывают в среднем 319 тысяч рублей в месяц. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на данные сервиса для аутсорс-сделок Solar Staff.

На мой взгляд, на доходы сильнее всего влияет квалификация — а следовательно, и качество работы. Чем лучше вы решаете задачи клиентов, тем дороже можете продать свои услуги. В первый год я получала 5–20 тысяч рублей в месяц. В последние годы работы на фрилансе мой доход был 90–120 тысяч рублей в месяц.

В апреле 2021 года я заработала 134 тысячи рублей — это один из самых удачных месяцев
Скриншот: Дарья Чепурнова / Skillbox Media
В феврале 2020 года я заработала чуть больше 56 тысяч рублей
Скриншот: Дарья Чепурнова / Skillbox Media

Как стать фрилансером

Если вы раньше не слышали о фрилансе, но хотите попробовать, нужно сначала выбрать профессию, взять первые заказы, а потом, если вас всё устроит, искать клиентов дальше. После этого можно подумать об официальном оформлении. Разберём каждый этап подробнее.

Какую профессию для фриланса выбрать

Если у вас уже есть навыки в какой-то области, проще всего развиваться в ней. Если вы бухгалтер, можно найти нескольких клиентов и вести для них бухгалтерский учёт удалённо. Если вы журналист, можно писать новости для СМИ. Если вы работаете дизайнером в штате, можно брать разовые заказы — например, на создание логотипов или на оформление сообществ во «ВКонтакте».

Также можно кардинально сменить сферу деятельности. Для этого не обязательно долго учиться — есть профессии с относительно низким порогом входа. Это значит, что можно стартовать с минимальным набором знаний и учиться на практике — или сначала пройти курсы, чтобы развить навыки и зарабатывать больше.

Например, чтобы стать копирайтером, не нужно учиться в вузе. Если вы умеете грамотно писать и понятно излагать мысли, можно научиться создавать тексты в основных форматах, наработать портфолио и искать клиентов. А для старта в рекрутменте не нужно никаких специальных навыков. Но людям, которые любят общаться, в рекрутменте будет проще, чем интровертам.

С чего начать фриланс

Если у вас не было опыта фриланса, лучше начать с малого, чтобы понять, подходит ли вам такой формат работы. Я советую брать небольшие недорогие заказы и не бросать работу, которая есть. То же самое советуют, например, основатель агрегатора курсов Checkroi.ru Иван Буявец и IT-копирайтер Диана Сиддикви.

Выполнив 5–10 простых заказов, вы поймёте, умеете ли организовывать свой рабочий день, интересна ли вам выбранная сфера, удобно ли вам работать дома. Фриланс может вам не понравиться — тогда можно продолжить заниматься тем, чем занимались раньше. А может случиться наоборот — фриланс понравится настолько, что станет основным источником дохода.

Где искать первые заказы? Проще всего — по знакомству. Если у вас нет знакомых, которые связаны с диджиталом, можно пойти на биржи фриланса. Это площадки, на которых заказчики ищут исполнителей.

Есть узкоспециализированные биржи и биржи, на которых много заказов по всем направлениям — от продаж до дизайна. Я начинала с биржи копирайтинга Advego — тогда там были заказы, которые можно было брать сразу, не подавая заявку и не дожидаясь одобрения этой заявки. Потом я несколько лет проработала на Etxt — цены там были выше, чем на Advego, а заказов больше.

Где брать клиентов на фрилансе

Стандартные каналы поиска клиентов — социальные сети, агрегаторы вакансий, биржи фриланса и знакомства. Популярность каналов со временем меняется. По данным опроса «Клуба фрилансеров», в 2020 году заказы чаще всего искали на бирже. В 2023 году биржи — уже не самый популярный канал.

Вот какие данные приводит Finder.vc:

  • 46% опрошенных ищут заказы в телеграм-каналах и чатах;
  • 18% используют агрегаторы вакансий — HeadHunter и SuperJob;
  • 14% находят клиентов на российских фриланс-биржах;
  • 14% ищут клиентов по знакомству и получают заказы благодаря «сарафанному радио»;
  • 11% находят заказы в соцсетях, в том числе в группах для фрилансеров.

Также участники опроса говорили, что находят заказы на зарубежных биржах и на LinkedIn.

Что делать, чтобы было много заказов или чтобы вам платили много? Качественно выполнять свою работу. А для этого нужно думать над конечным продуктом. Так считаю не только я — об этом, например, говорит основатель агентства контент-маркетинга «Сделаем» Павел Молянов. Если вы качественно делаете свою работу, клиенты будут предлагать заказы и советовать вас своим знакомым.

Последние полтора года на фрилансе я не искала заказов. У меня было несколько постоянных проектов и небольшие задачи от клиентов, которые приходили ко мне по рекомендациям.

Ко мне до сих пор приходят: кто-то — по рекомендациям, кто-то — после того, как прочитал мои статьи
Скриншот: «ВКонтакте» / Skillbox Media

Как фрилансеру работать легально: про ГПХ, самозанятость и ИП

Работать на фрилансе легально могут физические лица, самозанятые и индивидуальные предприниматели. Разберёмся, сколько налогов они платят и какие договоры заключают.

Физические лица могут работать с другими физлицами, компаниями и индивидуальными предпринимателями по договорам ГПХ — гражданско-правового характера. По ним фрилансер не сдаёт отчётов и не платит налогов — это делает заказчик услуги. Он сам перечисляет государству НДФЛ фрилансера и страховые взносы.

Самозанятые — люди, которые работают на специальном налоговом режиме «Налог на профессиональный доход» (НПД). Фрилансеры на НПД не сдают отчётов и платят 4% налога, если оказывают услуги физическим лицам, и 6% налога, если оказывают услуги юридическим лицам или ИП. Но есть ограничение — их доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год.

Индивидуальные предприниматели тоже платят налоги сами за себя, но ставка налога зависит от выбранной системы налогообложения. Популярная система налогообложения — упрощённая, или УСН. Налоги по ней можно платить двумя способами:

  • По объекту налогообложения «Доходы». Стандартная ставка по ней — 6%. То есть ИП платят 6% от выручки. Большинство фрилансеров выбирают этот объект налогообложения.
  • По объекту налогообложения «Доходы минус расходы». Стандартная ставка по ней — 15%. То есть ИП платят 15% от прибыли. Но у фрилансеров мало расходов, которые можно зачесть, — поэтому этот объект невыгоден.

В некоторых регионах действуют пониженные ставки. Полный список регионов и программ, по которым можно платить меньше налогов, можно посмотреть здесь.

Кроме того, индивидуальные предприниматели платят страховые взносы. В 2023 году размер взносов такой: на ОМС — 9119 рублей, а на ОПС — 36 723 рубля. Но ИП могут уменьшить налоги на сумму этих взносов.

Индивидуальный предприниматель также может перейти на НПД. Тогда ему не нужно будет сдавать отчётность и платить взносы, а ставка налога будет 4% или 6%.

Заказчикам выгодно работать с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми, потому что те платят налоги сами. Например, я перешла на НПД почти сразу после того, как ввели этот режим.

Главное о фрилансе и фрилансерах в 4 пунктах

  • Фриланс — кратковременная удалённая работа не по трудовому договору. Фрилансер — свободный специалист, который работает сам на себя. Стать фрилансером может любой, чья работа не предполагает личного присутствия: маркетолог, копирайтер, программист, дизайнер.
  • У фриланса есть плюсы и минусы. Плюсы в том, что фрилансер сам строит себе график и работает из дома. Ещё у него нет обязательств — он может отказаться от проекта, а увеличивать доход ему проще, чем в штате. Минусы в том, что у фрилансеров нет социальных гарантий и стабильности. Они сами ищут заказы, у них больше ответственность, а ещё им бывает сложно объяснить суть своей работы знакомым.
  • Доход на фрилансе зависит от множества факторов — даже от того, насколько дорого фрилансер может продать свои услуги. Некоторые получают до 20 тысяч рублей в месяц, некоторые — больше 250 тысяч рублей в месяц.
  • Если хотите стать фрилансером, сначала нужно выбрать профессию — заняться тем, что уже умеете делать, или освоить новую специальность. Потом стоит попробовать выполнить несколько заказов, чтобы понять, подходит вам фриланс или нет. Если всё хорошо, можно искать клиентов: в телеграм-каналах, на агрегаторах вакансий, на биржах, в соцсетях и по знакомству.

Как узнать больше о фрилансе

Больше материалов Skillbox Media для тех, кто хочет зарабатывать — и не только на фрилансе

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована