5 приёмов, которые упростят жизнь начинающим иллюстраторам
Если вы начинающий иллюстратор — это не значит, что надо рисовать только то, что получается. Вот пять приёмов, которые помогут прокачать навыки.
vlada_maestro / shutterstock
В статье мы собрали приёмы, помогающие почувствовать себя увереннее в темах, которые часто пугают новичков. Это не так сложно, как кажется, — если подойти с правильной стороны.
Как построить композицию
Создать композицию значит правильно расположить персонажей и элементы иллюстрации. Есть правила, которыми при этом руководствуются иллюстраторы и художники. Если для вас это пока сложно, попробуйте способ, которым пользуются даже иллюстраторы с опытом. Он не только упрощает процесс, но и сама композиция может получиться интереснее.
Что делать
Вспомните уроки труда в начальной школе и сделайте коллаж. Если есть желание вырезать и клеить, то классический. Если хочется пройти этот этап быстрее — цифровой. В любом случае, нужно отобрать подходящие фотографии или изображения, отрезать части, которые годятся для иллюстрации, и из этих кусочков собрать композицию в любом графическом редакторе, например в Photoshop.
Этот способ помогает, когда нужно уместить в одной иллюстрации много персонажей или предметов.
Коллаж нужен, только чтобы собрать композицию. При этом повторять все детали фотографий не обязательно, можно просто ориентироваться на базовые контуры, дополнять и менять персонажей так, как хочется.
Не важно, в какой технике вы рисуете — традиционной или цифровой, коллаж можно использовать в любом случае. Например, иллюстратор Галя Губченко делает цифровой коллаж из фотографий, на его основе составляет композицию, а потом убирает лишнее. Такой коллаж становится основой для её цифровых иллюстраций.
Как нарисовать фигуру человека
Чтобы правильно и реалистично изобразить человека, нужно знать хотя бы основы анатомии. В идеале — понимать, где расположен и как работает каждый мускул. Чтобы изучить анатомию, нужно много времени, поэтому мало кто из иллюстраторов в совершенстве владеет этим знанием. Но это не мешает им рисовать людей. Почему так? Потому что многие иллюстраторы, особенно те, которые создают реалистичные работы, используют референсы.
Что делать
Брать за основу иллюстрации фотографии, но не копировать их полностью, а просто ориентироваться на позы. Например, это может выглядеть так.
Луис Ройо взял за основу позы с фотографии, но изменил лица, добавил детали. Бывают случаи, когда иллюстраторы ничего не меняют в образе, а полностью копируют то, что видят. Такая практика существует, но её лучше использовать только в образовательных целях — то есть чтобы научиться срисовывать или в случае, когда нужно получить портретное сходство с моделью на фотографии.
Как нарисовать человека в движении
В таких случаях тоже спасают фотографии — их используют так же, как и в предыдущем пункте. Иногда такой вариант не подходит — например, поза очень сложная и референс подобрать нельзя, или иллюстратор ещё не решил, как изобразить персонажа. Тогда можно использовать анатомические манекены для художников.
Бывают деревянные манекены, которые просто передают базовую фигуру человека, части тела и основные суставы:
Есть и более подробные анатомические модели, на которых можно разглядеть каждый мускул.
Есть и такие модели, которые передают и суставы, и подробную анатомию человека. То есть их можно перемещать в пространстве, поворачивать и придавать им любое положение. Такие манекены особенно популярны среди художников и иллюстраторов.
Что делать
Допустим, вам нужно изобразить человека, который падает. Как понять, как он выглядит? Для этого возьмите манекен, придайте ему нужное положение, зафиксируйте и перенесите позу на бумагу, как будто рисуете с натуры.
Например, этот процесс может выглядеть так:
Ещё один способ нарисовать человека в движении — использовать специальные программы для 3D-моделирования.
Как придумать фигуру персонажа
Предыдущий способ хорошо подходит для реалистичной иллюстрации, когда нужно изобразить человека и понять, как двигается его тело. А что делать, если вы только работаете над созданием персонажа и ещё не знаете, как он будет выглядеть и тем более двигаться?
Такое бывает, и в этом случае иллюстраторы обычно начинают продумывать позы персонажей с простых силуэтов и геометрических фигур.
Что делать
Делайте как аниматоры студии Pixar. Чтобы понять, как будет выглядеть персонаж, подумайте, с чем он ассоциируется и из каких геометрических форм может состоять. На этом этапе речь не идёт о деталях и одежде, нужно просто нарисовать фигуру.
Когда в Pixar работали над фильмом «Головоломка» (Inside Out), им нужно было придумать, как будут выглядеть персонажи для эмоций главной героини. Они сначала подобрали ассоциации, а потом и фигуры для каждой эмоции:
Как соблюдать пропорции
Когда вы — начинающий иллюстратор, работать с пропорциями непросто. Нужно не только помнить, что, например, глаза человека должны быть расположены примерно на одном уровне с ушами, но и уметь это изобразить. А этот навык приходит только с практикой.
Поэтому в самом начале, чтобы соблюдать пропорции, можно попробовать рисовать по квадратной сетке.
Что делать
Для этого нужно разметить рисунок, поделить его на квадраты, а потом рисовать по частям, то есть заполнять поэтапно каждый квадрат.
Вот как это происходит:
Как создавать сложные текстуры
Есть много разных техник и приёмов, чтобы создавать текстуры дерева, металла, камня или любого другого материала. Тут всё зависит от навыков иллюстратора и материалов, которыми он предпочитает работать. Если вы создаёте традиционные иллюстрации, то некоторые текстуры проще рисовать, например, акварелью, а другие — карандашом или тушью. Но даже если вы пока не владеете нужными техниками и навыками, выход есть.
Что делать
Чтобы создать нужную текстуру, можно использовать технику, которая называется фроттаж (от французского frottage, то есть «натирание»). Её придумал художник-авангардист Макс Эрнст ещё в 1925 году. Работает техника так: вы выбираете текстуру, которую хотите получить, например дерево. Берёте бумагу потоньше и незаточенный карандаш, кладёте бумагу на деревянную поверхность и несильно водите по ней карандашом.
Эту технику можно использовать, чтобы перенести на бумагу любую текстуру: металл, дерево, камень — всё, что имеет рельефную поверхность.
Заключение
Эти пять приёмов помогут на начальном этапе, когда всё кажется сложным, но хочется продолжать рисовать. Можно прибегать к некоторым из них и после, когда набьёте руку.
Эти приёмы упрощают работу, но не заменяют знаний о композиции, правилах построения перспективы, работе с цветом и материалами. Ведь если иллюстратор использует референсы для работы, это не значит, что он не умеет без них. Поэтому нужно учиться, чтобы не зависеть от поиска фотографий, манекенов или программ для моделирования. А начать можно с нашего курса «Скетчинг для дизайнеров».