Корп. обучение
#Руководства

Как использовать онлайн-доски во время дистанционного тренинга

Простые, но эффективные приёмы для поддержания внимания и вовлечения участников.

Иллюстрация: Cottonbro / Pexels / Robert Colin / Unsplash / Miro / Colowgee для Skillbox Media

Александр Цветков

Продюсер образовательных программ, преподаватель Академии iSpring и автор курса «Digital-тренер», создатель телеграм-канала «Давай научим!».

Статья подготовлена на основе мастер-класса «Как сделать обучение более эффективным с использованием интерактивных онлайн-досок и других инструментов», организованного сообществом Digital Learning.

Из-за особенностей дистанционного формата проводить эффективные онлайн-тренинги сложнее, чем очные. Участники быстрее отвлекаются, и преподавателю нужно прилагать много усилий, чтобы удерживать внимание учащихся на материале. А если участники подключаются без камер, то контролировать, присутствует человек на занятии или на самом деле смотрит сериал на соседней вкладке, вообще невозможно.

В такой ситуации стоит обратить внимание на онлайн-доски. Такие сервисы не только позволяют писать и рисовать от руки — они способны стать пространством для группового взаимодействия и добавить в обучение интерактив, которого в онлайне часто не хватает. С помощью этого инструмента можно организовать дистанционный тренинг для группы любого размера. На досках всегда видны курсоры пользователей — а значит, преподавателю не нужна включённая камера, чтобы понять, занимается участник или отвлёкся.

Я приведу несколько вовлекающих приёмов с использованием онлайн-доски, которые применяю на разных этапах тренинга. Обычно я работаю в бесплатной версии Miro, и все примеры в статье сделаны именно там. Однако для них требуются самые базовые функции, которые есть на большинстве похожих платформ, а значит, можно использовать ту, что удобнее и привычнее вам и вашей аудитории.

Начать с интерактивного знакомства

Начиная тренинг в онлайне, первое, что нужно сделать, — это, конечно, представиться участникам, познакомиться с ними и рассказать, что их ждёт на занятии.

Для этого на онлайн-доске следует подготовить соответствующий контент — например, слайды с информацией о спикерах. Также стоит объяснить правила для продуктивного взаимодействия на тренинге и для наглядности разместить их на доске: обязательно ли включать камеру, что делать при проблемах с соединением и так далее.

 Скриншот: Александр Цветков / Дарья Селезнёвa / Miro / Skillbox Media

И уже на этапе знакомства стоит использовать главное преимущество виртуальных досок — интерактивность. Для этого я рекомендую подготовить специальный блок с полями, в которых участники разместят информацию о себе — например, имя, должность и фото.

Скриншот: Александр Цветков / Дарья Селезнёвa / Miro / Skillbox Media

Важно учитывать, насколько хорошо участники тренинга знакомы с подобными инструментами. Если они активно пользуются онлайн-досками в работе, то быстро разместят фото и подпишут стикеры, поэтому такое интерактивное знакомство можно провести прямо на занятии.

Но возможна и ситуация, когда аудитория раньше не применяла онлайн-доски или в принципе не очень уверенно владеет цифровыми инструментами. Тогда лучше заранее прислать участникам ссылку на используемую платформу, попросив их зарегистрироваться на ней перед тренингом и внести информацию о себе на доску. Таким образом они познакомятся с основными механиками (добавление файлов, перетаскивание объектов, заполнение полей) и во время занятия уже не будут испытывать трудностей. Важно только не забыть закрепить элементы, которые двигать нельзя, и скрыть то, что участникам заранее видеть не следует. Эти функции есть у всех популярных онлайн-досок.

Включить активности для разминки

Разминка, или айс‑брейкеры (англ. icebreakers, буквально — «разбиватели льда»), — это короткие упражнения, предназначенные для того, чтобы вовлечь участников и снять напряжение. А в начале тренинга с использованием онлайн-доски они помогут дополнительно подготовить аудиторию к работе с этим инструментом.

С этой целью применяют самые разные упражнения — при выборе стоит учитывать уровень цифровых навыков аудитории и то, что им предстоит делать в процессе тренинга. Например, для простого задания с механикой перетаскивания «Покажите, откуда вы» вам понадобятся изображение карты мира и размещённые рядом иконки — каждому участнику нужно лишь кликнуть на иконку и перетащить её в определённое место, чтобы отметиться на карте.

Скриншот: Александр Цветков / Дарья Селезнёвa / Miro / Skillbox Media

Подобные короткие задания применимы и в перерывах для отдыха. Например, для мини-упражнения «Какой ты мем?» я собираю на доске безобидные мемы и предлагаю участникам выбрать, какой из них лучше характеризует их настроение.

Подготовить пространство для вопросов участников

В большинстве онлайн-досок предусмотрен чат для общения участников, и, конечно, он есть на всех платформах для проведения онлайн-занятий. Вопросы, возникающие в процессе тренинга, участники обычно пишут именно в чате, но в моменте у преподавателя не всегда есть время и возможность на них ответить.

Скриншот: Александр Цветков / Дарья Селезнёвa / Miro / Skillbox Media

Поэтому я рекомендую организовать пространство, где вопросы точно не потеряются, — например, разместить на доске блок с пустыми стикерами. Важно сообщить учащимся, что вопросы по теме обучения нужно оставлять именно здесь и что вы обязательно ответите на них в отведённое для этого время (скажем, в конце занятия).

Придумать игровую метафору

Содержание тренинга можно «упаковать» в игровую метафору — вымышленное окружение и сюжет, который в нём развивается. Это отлично работает и для взрослой аудитории. Игровая метафора может быть любой, но обязательно должна поддерживать образовательную цель и быть актуальной для целевой аудитории. Реализуется она через приёмы сторителлинга и визуальное оформление, для которого онлайн-доски предоставляют очень широкие возможности. Примеры в этой статье — из сценария про поход через горы в «город образованцев», обладающих тайными знаниями о проектировании обучения.

Скриншот: Александр Цветков / Дарья Селезнёвa / Miro / Skillbox Media

Игровую цель (скажем, достичь точки назначения в путешествии) можно изобразить на карте, которая также служит наглядной шкалой прогресса на занятии: «Сейчас мы находимся здесь, и вот какие ещё этапы нам нужно пройти, чтобы достичь цели».

Предусмотреть возможности для коллаборации в группах

Если онлайн-тренинг подразумевает работу в группах, когда участники делятся на команды и расходятся по разным сессионным залам, доска пригодится для организации процесса. Каждой команде можно выделить отдельное пространство, которое они смогут использовать, чтобы обмениваться идеями и представлять результаты совместной работы.

Скриншот: Александр Цветков / Дарья Селезнёвa / Miro / Skillbox Media

Так, в нашем сценарии похода у каждой из групп есть своя цветная «палатка». По итогам обсуждения лидеры команды прикрепляют на неё ответы на вопросы, решения заданий и так далее.

Добавить упражнения и другой контент

На онлайн-доске можно разместить любые материалы, необходимые для занятия, — текст, иллюстрации, встроить видео с YouTube. А возможности для создания упражнений практически бесконечны. Сопоставить подписи и изображения, расставить в правильном порядке, заполнить пробелы, рассортировать по категориям — эти и многие другие задания используют базовые механики онлайн-досок и не вызовут сложностей у большинства пользователей.

Если вы используете геймификацию, то прямо на доске можно устроить соревновательную настольную игру. Например, участники бросают виртуальный кубик (в Miro есть встроенный) и перемещаются по игровому полю на выпавшее число шагов. Победит тот, кто к финалу соберёт больше «сокровищ», отвечая на вопросы или выполняя задания, скрытые под клетками. В качестве аватаров игроков можно использовать их фото, заранее оформленные кружочками.

Скриншот: Александр Цветков / Дарья Селезнёвa / Miro / Skillbox Media

Собрать обратную связь

В завершение тренинга важно получить от участников обратную связь — узнать их впечатления от занятия, что полезное они вынесли для себя. С этой целью я использую поле со стикерами, предлагая учащимся записать на них короткие отзывы. Если есть негативный фидбэк, это позволит отреагировать на него сразу — уточнить у человека, что именно ему не понравилось, и постараться решить проблему (например, прояснить непонятный момент).

Скриншот: Александр Цветков / Дарья Селезнёвa / Miro / Skillbox Media

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована