Код
#истории

«Раньше думал, что дроны — это детские игрушки»: история Владимира Бранчугова

Владимир стал оператором дронов и теперь уверен: за ними будущее. Скоро коптеры внедрят повсюду — в сельском хозяйстве, в почтовой доставке, в охране.

Иллюстрация: EyeEm / Wirestock / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

Владимир Бранчугов

Россия, Выборг


Возраст

34 года


Пройденные курсы


Достижения

С нуля освоил профессию оператора дронов. Теперь планирует либо использовать свои знания для развития семейного фермерского хозяйства, либо преподавать пилотирование и проектирование коптеров детям.


Владимир рассказал:


«Услышал о пилотировании и заинтересовался: что это такое и почему об этом все говорят?»

Я родился в небольшом посёлке в Ульяновской области и прожил там большую часть жизни. В школе учился хорошо, чуть-чуть не дотянул до серебряной медали.

Мне легко давались все предметы, но больше всего душа лежала к точным наукам: алгебре, геометрии, физике. При этом с детства я мечтал о карьере военного. Поэтому после выпуска из школы выбрал профессию, которая объединила оба моих интереса, — поступил в военный институт в Тольятти на инженера промышленного и гражданского строительства.

Учился проектировать и строить здания и объекты — дома, детские сады, школы, дороги, аэродромы. Рассчитывать стоимость объекта, выбирать материалы и технику для строительства, осуществлять эксплуатацию сооружений.

После выпуска по условиям учебного контракта я должен был отслужить по профессии — так в 2012 году я и попал в Выборг по распределению. Вот только вместо того, чтобы работать инженером, оказался в сапёрном отделении.

Сейчас я ветеран боевых действий, кадровый офицер. По состоянию здоровья окончил службу, прохожу лечение. Понял, что хочу изменить жизнь, и стал думать, чем заниматься дальше.

Знакомые рассказали, что в Томском государственном университете есть учебные программы для ветеранов. Среди прочего там только что открыли курс пилотирования и сборки кастомных дронов. Короткий, всего на месяц, в онлайн-формате. Предложили попробовать.

Мне стало любопытно: что же такое это пилотирование и дроны, о которых все говорят? Жена поддержала мой интерес, мотивировала на изучение нового, и я записался на обучение.

Владимир с семьёй
Фото: личный архив Владимира Бранчугова

Если честно, прежде я относился к дронам несерьёзно, воспринимал их как детские игрушки. Но после того короткого вузовского курса у меня возник неподдельный интерес. Как снимать видео с дронов? А как пилотировать? А чем квадрокоптер DJI Mavic Enterprise отличается от FPV-дрона?

Причём у моего интереса не было фундамента: я не представлял, где смогу применить новые знания. Но ничего не мог с собой поделать: так хотел дальше погружаться в вопрос и развиваться в теме, что стал искать более объёмные профильные онлайн-курсы.

«FPV — это новый способ управления»: о программе курса и обучении

Я человек, жадный до знаний. Мне нужно всё и сразу. Обучение подбирал по такому же принципу. Из всех вариантов, которые рассматривал, программа курса «Профессия Пилот дрона» мне показалась наиболее насыщенной. Там есть модули и по пилотированию, и по фото- и видеосъёмке, и по анализу данных с сенсоров дрона, и даже по сборке своего квадрокоптера.

К тому же недавно в программу включили блок про пилотирование FPV-дронов. Это новый способ управления. FPV расшифровывается как first-person view — «вид от первого лица». Для управления оператор надевает VR-очки, которые позволяют ему видеть снимаемую картинку «глазами» беспилотника, в реальном времени. Обычные дроны так не могут — они передают изображение на смартфон или ноутбук.

При управлении FPV-дроном возникает полный эффект присутствия. Кроме того, FPV-дроны отличаются высокой скоростью полёта — до 200 километров в час.

Мне понравилось, что во время учёбы к каждому студенту приставляется куратор: он проверяет практические работы, даёт рекомендации и подсказки, делится источниками. Итоговая работа в конце обучения — тоже очень полезный инструмент отработки и демонстрации всех приобретённых навыков.

Например, я в своей итоговой работе по пилотированию должен был не только продемонстрировать, что научился работать с дроном, но и подготовить необходимые документы в государственные органы для получения разрешения на полёт и съёмку в предложенной местности. А также обосновать перед дипломной комиссией выбор своего дрона (почему именно его характеристики подходят для решения задачи) и ответить на вопросы.

Я уже прошёл основные курсы в составе профессии — по пилотированию дрона и анализу данных, защитил по ним итоговые работы. Сейчас учусь управлять FPV-аппаратами.

Лекции в записи vs лекции в лайв-режиме: личный опыт

Когда пришёл в Skillbox, то столкнулся с новым для себя опытом обучения — просмотром предзаписанных лекций. Прежде, на вузовских курсах, я учился иначе — слушал уроки в лайв-режиме в Zoom. Так что мне повезло сравнить эти два формата.

Могу сказать, что глобально всё зависит от лектора. Если преподаватель грамотно преподносит информацию, особой разницы между записанной лекцией и занятием в режиме реального времени нет. Но тут есть свои но, из-за которых формат Skillbox для меня всё же побеждает.

А именно:

1. Можно свободно, в любом количестве задавать вопросы. Если смотришь лекции в прямом эфире, нужно быстро сформулировать вопрос и написать его в чат. И так же быстро потом воспринять ответ.

В формате предзаписи всё иначе: можно подумать над формулировками, составить список вопросов обо всём непонятном и направить его куратору. Тот подробно ответит и пришлёт полезные материалы.

2. Удобно вести конспекты. Предзаписанное видео в любой момент можно поставить на паузу, перемотать, пересмотреть. Я, например, веду толстую тетрадь A4 с конспектами и постоянно к ней обращаюсь, если хочу освежить какую-то информацию в памяти. В лайв-режиме я бы не всегда поспевал за спикером.

В режиме реальном времени ты не будешь останавливать лектора и просить подождать или повторить.

3. Легче планировать свою жизнь. Не нужно подстраиваться под время, когда пройдёт онлайн-встреча. У меня, например, трое маленьких детей, поэтому я могу спокойно заниматься, только когда вся семья уляжется спать. Чтобы сосредоточиться на материале, мне важно сидеть в тишине.

Расписания занятий я не составляю — чтобы не расстраиваться, если что-то пойдёт не так. Ведь как бывает: у тебя по графику урок, а настроения заниматься нет или появились срочные дела.

Моя учёба похожа на чтение книги: открываю лекцию, слушаю. Если интересно и хочется узнать, что дальше, продолжаю. Нет — закрываю.

Иногда я могу просидеть перед ноутбуком несколько часов подряд и посмотреть 5–10 видео за раз, а потом взять время на переваривание услышанного. Отдохнуть пару дней. До тех пор, пока вновь не возникнет внутренний интерес: «Ну а что там дальше?»

Конечно, умение дисциплинировать себя — это важно, но мне кажется, что всё же ключевой фактор успешного обучения — неподдельный интерес к предмету. Жажда конкретных знаний, не иначе.

«Предложил брату-фермеру использовать дроны в его хозяйстве: о применении беспилотников

Интересный факт: я с детства увлекался спортивным ориентированием — это когда тебе дают карту и компас, запускают в незнакомый лес, и ты должен там найти все контрольные точки и вернуться. Оказалось, эти навыки полезны в пилотировании, поскольку пилот дрона тоже должен хорошо ориентироваться на местности и знать топографию.

Я люблю ходить в походы с палаткой, быть на природе — это тоже помогает в новом деле. Кстати, снимать красивые пейзажи c дрона — хорошая и увлекательная практика. Думаю, она навсегда останется в моей жизни в качестве хобби.

Если вспомнить, своей популярностью квадрокоптеры изначально и обязаны съёмкам красивых видов. Лет десять назад телевизионщики и тревел-блогеры стали активно использовать дроны для живописных подсъёмов с высоты птичьего полёта. Для обывателей в то время такие инструменты были ещё чем-то диковинным и недоступным.

Это сейчас у всех на слуху военные беспилотники. Пожалуй, на этом осведомлённость и заканчивается — о других функциях этих устройств большинство людей просто не знает. Хотя на самом деле сфера применения дронов очень широка. Например, почтовые службы некоторых стран уже доставляют свои посылки беспилотным способом. Думаю, скоро так будет везде.

Мне же особенно интересным кажется использование дронов в сельском хозяйстве.

Расскажу почему: мой старший брат остался жить в Ульяновской области, там он держит своё фермерское хозяйство. Когда я достаточно узнал о дронах и о механике их управления, я предложил ему использовать беспилотники на его землях. Помню, сперва у брата округлились глаза, но потом, послушав мои рассказы, он тоже загорелся.

Квадрокоптеры в сфере сельского хозяйства можно использовать в разнообразных целях, но об этом почти никто не догадывается. Например, с помощью дронов можно точечно вносить удобрения, опылять растения с высоты, охранять территории. Ещё можно контролировать здоровье посаженных на полях культур.

Объясню, как это происходит: оператор надевает очки (при FPV-пилотировании) или наблюдает за изображением на экране ноутбука (при всех иных) и направляет дрон в сторону посадок — смотрит, в каком они состоянии, как скоро созреют плоды. Если необходимо — подлетает поближе.

Всё-таки агроному физически трудно добраться до середины огромного поля и посмотреть, что там с растениями, да и долго это. А дрон делает это легко и быстро. На основе полученных данных агроном может решить, какие удобрения или пестициды необходимо использовать на участке.

Фото: Supamotionstock.com / Shutterstock

Думаю, внедрение таких инноваций благоприятно скажется на сельском хозяйстве: не только облегчит труд фермеров, но и снизит затраты на закупку негабаритной сельскохозяйственной техники.

«Я уверен — за дронами будущее»: о планах

Сейчас я наметил для себя две стратегии развития. Пока выбираю между ними.

Первая — переехать к брату на малую родину и помогать ему в ведении сельского хозяйства, используя дронов в рутинных процессах.

Вторая — остаться в Выборге и пойти преподавать. Устроиться в вуз, школу или любой образовательный центр и учить ребят всему, что уже умею сам: пилотированию, проектированию и сборке коптеров. Сейчас это направление набирает популярность, и я знаю, что мои знания будут востребованы.

Кто-то скажет: а что здесь сложного? Собрал раму, четыре луча, мотор, аккумулятор, камеру, и готово. Но нет. Можно использовать для коптеров различные материалы, работать над облегчением их конструкций и аккумуляторов. Ещё недавно у дронов были свинцовые аккумуляторы — огромные, тяжёлые, а сейчас литий-полимерные, литий-ионные, литий-ферумные — они гораздо легче. Их можно совершенствовать и дальше.

А ещё меня интересует программирование — хочу научиться писать программное обеспечение для дронов. Это не только поможет лучше понимать логику их управления, но и создаст цельную картину в моей голове: как связаны и взаимодействуют все элементы внутри коптера — платы, датчики, контроллер.

Моя цель — понимать устройство дронов от и до.

Я смотрю на сферу глобально, с заделом на будущее. И вижу большие перспективы.

Думаю, очень скоро операторы дронов будут сидеть за большим пультом и держать под контролем сразу 10–15 коптеров: одни будут доставлять посылки, другие — снимать обстановку на дорогах города, третьи — следить за экологической ситуацией. Вмешиваться человек будет только в случае крайней необходимости. А так — дрон летит по заданной программе, за ним нужно только наблюдать.

Со временем, наверное, даже появится специальная диспетчерская служба, которая будет следить за безопасностью полётов дронов, — по аналогии с авиационной.

Конечно, пока это лишь предположения, но в одном уверен наверняка: за дронами будущее. И специалисты в этой области однозначно будут востребованы.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована