Код
#статьи

Саша Шинкевич: «Сообществу нужны новые лица, поэтому организаторы постоянно ищут спикеров»

Спикер и организатор IT‑конференций рассказывает, как подготовиться к выступлению и составить качественную заявку на доклад.

evgeniy kornilov / shutterstock

Саша Шинкевич

об эксперте

В Twitter @Neesoglasnaja. Фронтенд-разработчица из Минска. Спикер и организатор митапов по фронтенду MinskCSS и MinskJS и конференции FrontendConf. Google Developer Expert в категории Web Technologies. Амбассадор Women Techmakers.


Ссылки


Фото: официальная страница FrontendConf в Facebook*

Сейчас в Беларуси некому заниматься конференциями по фронтенду и другим IT-отраслям: сначала ударила пандемия, потом проблем добавили политические события. Плюс всё больше разработчиков уезжают за рубеж. Конечно, родину покинули не все, а в индустрию постоянно приходят новые люди. И казалось бы, можно проводить мероприятия для джунов — да только где и какими силами?

Что происходит в белорусском IT-комьюнити

Полтора года назад из всех фронтенд-сообществ Беларуси фактически выжило только наше минское. Но оно было привязано к офлайну, в частности к площадке SPACE — одному из организаторов наших митапов.

Во время пандемии SPACE закрылась, поэтому сейчас в Беларуси с конференциями всё плохо: нет площадки — нет мероприятий. А ведь SPACE объединяла ведущие технологические и профессиональные сообщества Беларуси, IT-компании и специалистов. Пока площадка закрыта, мы не планируем проводить конференции в офлайне — только митапы.

Промо к CSS-Minsk-JS 2019

Сообщество живо — пусть сейчас ничего и не организовывает. Иногда мы размещаем анонсы интересных мероприятий в своём Telegram-чате, чтобы оставаться на связи с участниками. Но это не ежедневное общение. Свои митапы MinskCSS и MinskJS хотим возобновить этой осенью, так что ждите анонсов.

В последние годы у нас стало появляться всё больше подкастов и YouTube-каналов по разным тематикам. Они тоже собирают единомышленников, хотя технически чисто белорусскими такие комьюнити назвать нельзя.

Все ушли в онлайн

В начале 2020 года все ушли в онлайн — и мы тоже. В таком формате у нас уже прошло два довольно ламповых митапа. Просмотров было примерно столько же, сколько людей раньше приходило в офлайне. Анонсы событий публикуем в чатах и соцсетях.

Организовывать онлайн-встречи гораздо проще, чем живые. Вы не привязаны к площадке или локации, поэтому спикеров найти легче. Можно даже пригласить англоязычных гостей. К нам в личку уже стучались несколько человек, и мы обязательно позовём их на следующие мероприятия.

Некоторые ещё пытаются делать что-то в офлайне, но довольно редко. Ведь, чтобы провести живую встречу, нужна большая команда и много ресурсов. Довольно сложно организовать COVID-free-мероприятие. Никто не застрахован от новых ограничений, из-за которых, возможно, придётся всё отменить, и нужно быть готовыми к экстренным заменам спикеров накануне ивента.

Например, в начале октября на офлайн-конференции FrontendConf около пяти спикеров буквально за несколько дней до события сказали, что не смогут приехать. К счастью, в программном комитете много спикеров, которые умеют и любят выступать. Поэтому дырки в программе удалось закрыть.

Я уже несколько раз выступала на европейских онлайн-мероприятиях. Кажется, там аудитория привыкла к новому формату, что подтверждает опыт наших зарубежных коллег-организаторов. Англоязычные разработчики активно принимают участие в онлайн-мастер-классах и конференциях, тогда как русскоязычное сообщество всё ещё с настороженностью относится к онлайну.

В онлайне легко отвлечься на телефон или открыть другую вкладку в браузере. Поэтому вовлечённость там ниже — тяжелее включиться в доклад и принимать информацию. Дома вообще много отвлекающих факторов: холодильник, диван, дети, коты и работа.

Я могу понять и спикеров, которым не нравится выступать в онлайне. Мне поначалу тоже было сложно привыкнуть к формату, когда ты сидишь в одиночестве перед камерой и пытаешься общаться с воображаемой публикой. И пусть тебе виден счётчик активных пользователей, которые смотрят трансляцию, по ощущениям это совсем не то, что наблюдать реакцию аудитории со сцены, смотреть людям в глаза и чувствовать их внимание. Но любой навык требует опыта, и в какой-то момент онлайн-выступления начинают приносить не меньше радости и интереса, чем офлайновые.

Чтобы повысить вовлечённость в онлайне, можно общаться с аудиторией. Это делается через чат трансляции или платформы, Telegram-чат сообщества или специальные сервисы. Но обычно откликается не больше 10% — да и они в лучшем случае лишь поставят плюсик или эмодзи. Офлайн-встречи получают более сильный отклик. После недавних офлайн-конференций в Ростове и Москве я ненадолго вспомнила ощущения от живого события — и они радикально отличаются от уже ставшего мне привычным «бездушного онлайна».

Где и как тренироваться

Чтобы выступить на конференции, нужны желание и интересная тема.

Вспомните всё, что делали на работе, чему хотите научиться и чем занимались ваши коллеги. Про всё это можно рассказывать. Даже если был менеджерский опыт — на технических конференциях такие материалы тоже заходят.

Прежде чем выступать с докладом на большой конференции, потренируйтесь перед аудиторией поменьше.

Коллеги или команда

Можно позвать участников своей команды или даже всю компанию и провести мини-митап. Выступать перед такой аудиторией легче — скорее всего, коллегам будет интересно вас послушать. А ещё вы находитесь в одном информационном поле, поэтому им проще объяснить специфичные вещи или можно опустить какие-то детали.

Рассказывайте коллегам что угодно: как работали с новым инструментом, технологией или API. Для темы первого доклада подойдут даже «Эффективные способы варки кофе», если вы круто в этом разбираетесь. Главное — желание что-нибудь рассказать и репетиции перед выступлением.

У таких мероприятий есть и другой бонус — ваши коллеги, скорее всего, не желают вам зла, и, даже если всё пройдёт совсем плохо, вам дадут честную обратную связь. Да и чего переживать, ведь эти люди видели ваш код :)

Локальный митап

Мы проводим митапы CityJS и CityCSS. «City» означает, что они связаны с конкретным городом. Например, есть MinskJS, MoscowJS, LondonJS и даже CopenhagenJS. На последнем я выступала офлайн до пандемии, во время своей поездки в Данию.

Такие городские митапы — отличная площадка для старта спикерской карьеры. Многие CityJS- или CityCSS-митапы проводят свои мероприятия чуть ли не каждый месяц, и они всегда рады новичкам-спикерам. А небольшая аудитория и дружественное сообщество снизит градус волнения перед выступлением. Напишите организаторам, скажите, что хотите выступить, и они помогут найти тему, подготовить и отрепетировать доклад перед митапом.

Фото: официальная страница MinskJS в Facebook*

Есть ещё локальные сообщества — User Group и Google Developer Group. Они часто объединены по технологиям и/или инструментам (например, Java User Group), хотя могут включать в себя и несколько направлений разработки. Скорее всего, вы найдёте одно из них в вашем или соседнем городе. Они небольшие, дружные и ламповые, поэтому тоже идеально подходят для первых выступлений.

Как стать спикером конференции

Попасть на сцену известной конференции сложнее, чем на митап, потому что доклады, как правило, проходят конкурс. Но шансы можно повысить, если правильно оформить заявку. Обычно у больших мероприятий есть специальная форма — call for papers. Советую потратить время на её вдумчивое заполнение. И опять же, на конференцию лучше подаваться, уже имея за плечами хотя бы одно выступление на митапе.

Придумайте интересную тему и опишите опыт. Программные комитеты по-разному отбирают выступления. Где-то оценивают только название и описание доклада, а где-то — опыт спикера и сколько придётся вложить в него сил, чтобы получилось хорошее выступление. Поэтому обязательно рассказывайте о релевантном опыте, если он был. Классно, если есть записи предыдущих выступлений — ссылки на них тоже можно приложить к заявке.

Расскажите о предыдущих выступлениях. Дайте ссылку на соцсети и видео с предыдущих докладов. Например, в заявке на FrontendConf можно оставить ссылку в поле для обращения к программному комитету. Программный комитет — это часть команды организаторов, которая занимается выбором программы и менторит спикеров.

Запишите обращение на видео. Например: «Привет, меня зовут Саша, я Google Developer Expert. Занимаюсь фронтендом, работаю в такой-то компании и выступаю на конференциях». Этот хак поможет заявить о себе и показать, насколько вы хороши в публичных выступлениях. А если конференция иностранная — ещё и продемонстрируете уровень английского.

После того как подадите заявку, остаётся ждать решения. Как правило, организаторы связываются со всеми претендентами и дают обратную связь.

Если когда-нибудь захотите выступить на европейской сцене, то совет такой же: начните с митапов или русскоязычных конференций. Записывайте свои выступления и показывайте организаторам. Так они смогут оценить вас как спикера, и шансы попасть в программу вырастут.

Резюме

  • Сейчас основной формат конференций — онлайн, и когда это закончится — непонятно.
  • Онлайн не даёт тех эмоций и ощущений, контакта с аудиторией, которые есть в офлайне — да и люди по ту сторону экрана менее активны, чем гости офлайн-события.
  • Не бойтесь подавать заявки и придумывать темы. Многие организаторы будут рады новым лицам в сообществе: чем больше тем и мнений — тем лучше.
  • Лучше всего первые доклады читать на локальных митапах, в городских комьюнити или перед коллегами — в уютной и камерной атмосфере будет проще справиться с волнением и отточить свои навыки.
  • Добавляйте больше информации о себе при заполнении заявки на выступление: для программного комитета и организаторов это хорошая возможность оценить вас как спикера и убедиться, что у вас уже есть опыт.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Как подготовиться к про­фес­сио­нальной конференции Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована