7 дисциплин, которые стоит знать программисту
Чтобы писать логичный и полезный код, нужно не только быть хорошим программистом, но и разбираться во многих других вещах.
vlada_maestro / shutterstock
Изучить популярный язык или даже несколько недостаточно, чтобы стать программистом. Чтобы создавать сайты, приложения, ПО, игры, да и вообще хоть
что-то, необходимо разбираться в науках и языках. Их не так уж и много, но погружение занимает даже больше времени, чем изучение какого-нибудь PHP или еще чего-то попроще.
Английский язык
Если вы пишете на 1С, сразу переходите к следующему пункту. Ну а всем остальным знание английского языка пригодится, чтобы:
- лучше понимать код;
- читать мануалы;
- взаимодействовать с иностранными заказчиками.
Кроме того, английский язык позволит задавать вопросы на зарубежных форумах и stackoverflow — это иногда единственный способ получить помощь, потому что на англоязычных ресурсах люди стараются помочь, в то время как на отечественных прежде всего поднимут на смех, спросят, зачем вам это нужно и для чего вообще вы пришли в программирование, и только потом, может быть, помогут.
Так что английский для IT-специалистов — мастхэв, иф ю вонт ту би э вери гуд программер. Но если вы не дружите с языками, не беда — знания терминов будет достаточно, чтобы нормально работать.
Полезная литература:
- English for Information Technology.
- Career path Software Engineering.
- Oxford English for Information Technology.
- Professional English in Use ICT.
- Check Your English Vocabulary for Computers and IT.
Нужно: всем.
Математика
Большинству программистов хватит умения выполнять простые операции и знания нескольких формул. Например, полезно разбираться в процентах — с их помощью можно создавать адаптивные интерфейсы, работать со звуком и прозрачностью. Вот образец того, как разработчик компьютерных игр может использовать математику:
Продвинутый уровень математики позволяет программисту писать сложные алгоритмы, которые применяются в графике, аналитике, сортировке, построении маршрутов и машинном обучении.
Полезная литература:
- Томас Кормен. «Алгоритмы: построение и анализ».
- Дональд Кнут. «Искусство программирования».
Нужно: всем.
Логика
Все программы построены на логике. Они получают какие-то данные, проводят вычисления и, в зависимости от результата, делают что-то еще. Например, вот пример кода акции в интернет-магазине:
В коде две логических операции: первая проверяет, распространяется ли акция на товар, а вторая — не прошел ли срок ее действия. В зависимости от результата меняется цена и выводимое сообщение. Это банальный пример; в реальных программах логики очень много, поэтому в ней нужно разбираться хотя бы на базовом уровне.
Полезная литература:
- Непейвода Н.Н. «Прикладная логика».
- Владимиров Д. А. «Булевы алгебры».
Нужно: всем.
Статистика
Если вы собираетесь заниматься аналитикой, то без статистики никуда. С ее помощью выявляются закономерности, которые помогают в исследованиях. Например, можно написать программу, которая определяет, какие статьи принесли больше всего трафика и почему. Для этого находятся все похожие случаи и сравниваются их показатели:
- день недели и время публикации;
- формат статьи;
- объем;
- затраты на рекламу;
- тема;
- автор;
- язык;
- количество ключей.
Также с помощью статистики и алгоритмов можно создать искусственный интеллект с машинным обучением — тогда программисту останется лишь подождать, когда ИИ сам найдет закономерности.
Полезная литература:
- Чарльз Уилан. «Голая статистика».
- Савельев В. «Статистика и котики».
Нужно: аналитикам, ученым, разработчикам ИИ.
Информатика
В школах курс информатики состоит из примерно таких уроков:
- как включить компьютер;
- как выключить компьютер;
- как открыть/создать/удалить папку;
- как работать в MS Word;
- как писать программы на Pascal и HTML в тетради.
Программист, конечно, должен уметь все это, но информатика — это не только компьютерная грамотность: это наука об информации, ее сборе, хранении, передаче, обработке, шифровании и других операциях с данными. Знание может помочь как в написании кода, так и в его оптимизации. Поэтому в информатику нужно хотя бы немного погрузиться, а углубляться — только по желанию.
Полезная литература:
- Иванов Б.Н. «Дискретная математика. Алгоритмы и программы. Расширенный курс».
- Есипов А. «Информация и информационные технологии».
Нужно: желающим.
Профильные науки
Так уж сложилось, что программы в основном пишутся, чтобы решать практические задачи обычных людей:
- найти ближайший магазин;
- решить домашку по математике;
- рассчитать стоимость строительства;
- отредактировать фотографию;
- создать 3D-модель;
- сохранить запись в базе данных;
- проанализировать статистику;
- перевести текст.
Чтобы успешно разрабатывать приложения для решения этих задач, нужно уметь справляться с ними самостоятельно. То есть если приложение предназначено для того, чтобы рисовать графики, то разработчик должен знать, как и зачем люди это делают, чтобы программа соответствовала требованиям пользователей. Иначе он не сможет создать ничего полезного.
Нужно: всем.
Программирование
Последнее, но не по значению, — программирование. Тут не важен какой-то конкретный язык — важен сам подход. Необходимо понимать, как составляются приложения, для чего они нужны, как лучше решить ту или иную задачу и многое другое.
Поэтому перед тем, как углубляться в какой-то язык, нужно обучиться основам программирования. Это поможет по-новому взглянуть на разработку и научиться работать более осознанно и, следовательно, эффективно.