Кино и музыка
#статьи

Краткая история хауса и его поджанры

Как менялся этот жанр — от андерграундных рейвов восьмидесятых до современного попа.

Фото: Dave Hogan / MTV / Getty Images

Хаус — один из самых старых жанров танцевальной электронной музыки, появившихся в клубах США в начале восьмидесятых параллельно с техно. Формула жанра столь живуча, что с тех пор хаус никуда не исчезает: появляются всё новые его разновидности, некоторые выбиваются в мейнстрим, а поп-звёзды черпают из всего этого вдохновение.

Чтобы понять, почему хаус так прочно въелся в современную музыкальную культуру, вернёмся назад в восьмидесятые и проследим, как всё начиналось и развивалось.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Начало жанра: эволюция из электродиско в Чикаго-хаус

Приёмы, лежавшие в основе хауса, появились ещё в семидесятые — тогда сначала Америку, а потом и весь мир захватила афроамериканская танцевальная музыка диско. Вот что её отличало.

Ритм four on the floor, также известный как прямая бочка, — ритмический рисунок, при котором удар большого барабана звучит на каждую долю. Из-за этого возникает постоянный и ровный бит, под который удобно подстроиться танцору, ведь музыка не станет внезапно ломаться.

Лонгмиксы — версии песен, хронометраж которых расширен до 10–15 минут. В них намного больше переходов между частями бита и развития партий отдельных инструментов. На радио такое не поставишь, а вот в клубе заходит идеально.

Сексуальность и чувственность. Диско было музыкой сексуальной революции — певцы и певицы вкладывали в исполнение максимум эротичности.

В начале восьмидесятых в клубах Чикаго играли культовые диджеи Фрэнки Наклс и Ларри Леван. Они ставили классическое диско и его разновидность, в которой вместо живых барабанов была драм-машина, а вместо живых инструментов — синтезаторы. Публика воспринимала походы в клубы вроде Warehouse как некую церемонию — надевала всё белое и танцевала будто в состоянии религиозного экстаза.

Первой студийной записью в истории хауса считается песня Джесси Сондерса On & On, выпущенная в 1984 году. Она сочетает жёсткую механистичность бита и теплоту мелодических партий, из-за которой люди на хаус-рейвах чувствовали единение и сплочённость.

Характерная для «первохауса» песня — Your Love Джейми Принсипла. Она два года играла в клубах, кочевала с кассеты на кассету, пока наконец не была выпущена в 1986-м. Как вы можете услышать, механистичность не лишала музыку тепла и мелодичности.

В том же 1986-м Маршалл Джефферсон, звукоинженер чикагского лейбла Trax Records, выпустил Move Your Body — революционный трек, который показал, как удачно с ритмами драм-машины сочетаются партии чистого фортепиано.

Важный элемент хауса — постоянные заимствования и переработка готовых форм. Более всего это заметно благодаря голосу исполнителей — зачастую в хаус переезжали целые вокальные партии из старых диско-песен. Причём в жанре устоялся своеобразный пантеон лучших партий и не считалось зазорным использовать их несколько раз, даже не пытаясь изменить. Особо были популярны отрывки из так называемого дива-диско, то есть от вокалисток с мощными и высокими голосами — например, как у Глории Гейнор в I Will Survive.

Ещё один пример — песня Love Sensation Лолитты Холлоуэй, которая начинала с госпела и пела с соответствующей страстью.

В 1989 году её использовала итальянская группа Black Box в песне Ride on Time — одном из первых хаус-хитов, пробившемся в чарты. Думаете, после этого от Лолитты отстали? Как бы не так. Её голос звучал ещё в ряде хитов, в том числе в песне Good Vibrations Marky Mark and the Funky Bunch. Диджеи продолжают использовать голос Холлоуэй до сих пор.

Конец восьмидесятых: эйсид-хаус, бум в Европе и первый прорыв в мейнстрим

Хотя хаус появился в США, Европа и особенно Британия сделали для его популяризации едва ли не больше. Причина в том, что в США хаус долго считался чем-то маргинальным, поскольку его слушали только афроамериканцы. Но и среди них не было единства — например, рэперы презирали хаус за богемный лоск и отказ от политической агитации.

В середине восьмидесятых хаус пересёк Атлантику и попал в Британию, где тоже столкнулся с сопротивлением, но оно быстро оказалось сметено: в 1987–1988 годах на первые позиции чартов прорвались треки Pump Up the Volume, Beat Dis и Theme from S’Express. Хаус полюбили благодаря тому, что раньше в британских клубах было принято сидеть, общаться и пить, а промоутеры хаус-вечеринок заставляли людей танцевать. Поначалу жанр был богемным, поскольку организаторы первых вечеринок звали только своих друзей, но слава о необычных тусовках быстро разлетелась по стране, и перед клубами выстроились очереди из молодёжи.

После этого в Британии началось второе «Лето любви». Возрождался интерес к одежде хиппи и эзотерике. Огромное количество клубных вечеринок и рейвов под открытым небом, тысячи подростков, ищущих танцев и свободной любви, все обнимались и признавались друг другу в чувствах, даже футбольные хулиганы и самые чопорные англичане. Для этого нужна была соответствующая музыка, и ей стал эйсид-хаус — ещё один жанр из Чикаго. На родине он оставался в андерграунде, а в Британии стал массовым движением.

Пророческий звук эйсид-хауса значительно повлиял на современное звучание жанра. Его основа — басовый синтезатор Roland TB-303, чьё булькающее и свистящее звучание меняло сознание слушателей.

Тогда же хаус разошёлся и по Европе. Одной из ключевых точек на тусовочной карте стала Ибица — остров в Средиземном море, где проходили вечеринки прямо под открытым небом. Именно оттуда британские диджеи привезли рейв-культуру. На Ибице сформировался уникальный стиль балеарик-бит — мягкий и мелодичный хаус с многочисленными включениями из жанров живой музыки: фолка, даба, психоделии, босановы.

А в Италии появился итало-хаус, который довёл до оперной эпичности масштабные клавишные партии и дива-вокал.

Девяностые: хаус овладевает поп-музыкой

К началу девяностых хаус стало невозможно игнорировать. Он проникал в поп-чарты даже несмотря на то, что в нём не было больших поп-звёзд. Рейв-культура сама по себе анонимна, имена и лица в ней играют не столь большое значение, так что в хит-парады попадало по одной песне от исполнителя. Но этого влияния было достаточно, чтобы продюсеры, отвечающие за поп-музыку, обратили внимание на новое течение и попытались его приспособить для аудитории, которая не ходит на рейвы.

Одними из первых попыток в 1990 году стали Freedom Джорджа Майкла и Vogue Мадонны — одни из самых гламурных песен в истории поп-музыки. За ними последовали песни Gypsy Woman (She’s Homeless) Crystal Waters и Finally CeCe Peniston. Огромными хитами становились песни на стыке попа, хип-хопа и хауса, такие как Gonna Make You Sweat (Everybody Dance Now) группы C+C Music Factory.

Позже выяснилось, что умение хаус-продюсеров работать со старым материалом выгодно и на поп-сцене. В 1993-м шведский диджей StoneBridge заремиксовал песню Robin S Show Me Love, которая за три года до этого прошла незамеченной. Новая версия покорила и чарты, и андерграундные клубы. В 1995-м то же самое произошло с песней Push the Feeling On шотландской группы Nightcrawlers — оригинал в стиле эйсид-джаз успеха не добился, а ремикс от продюсера MK стал одним из главных танцевальных гимнов десятилетия.

Обе песни отличает глубокий звук, создаваемый синтезатором Korg M1, а конкретно — вшитым в него органным басом. Этот инструмент определил значительную часть звучания всей поп-музыки девяностых. Он звучал в хаусе, евродансе и поп-песнях. Благодаря успеху хауса и других электронных жанров из андерграунда, переживавших расцвет, поп-музыка тех лет была едва ли не самой танцевальной в истории: от Snap до Шуры, от Haddaway до «Гостей из будущего».

В андерграунде тем временем шло интенсивное деление на поджанры. На родине в Чикаго появился гетто-хаус — принципиально антимейнстримный жанр с самым простым, даже грязным продакшеном и сексуализированной лирикой с использованием мата.

Хаус в XXI веке

Первая половина нулевых была для хауса временем относительного упадка. Да, были большие звёзды вроде Daft Punk, однако в чартах хауса и попавшей под их влияние музыки стало намного меньше. Всё захватили хип-хоп, поп-музыка из фабрики хитов Макса Мартина или подростковый рок вроде Linkin Park и Аврил Лавин.

Однако жанр никуда не ушёл, а продолжал развиваться в огромной среде фанатов электронной музыки. Появлялись новые поджанры: электрохаус, фиджет-хаус. При этом новый звук определяли прежде всего субкультурные изменения. Осталась позади романтичная эпоха «Лета любви», когда хаус жил или в богемных клубах, или на нелегальных рейвах в разваленных промышленных объектах, куда в любой момент могла нагрянуть полиция. Основной формой стали мегаконцерты под открытым небом.

Для таких широких пространств нужна была музыка, которая по частотному спектру ближе к року и металу и при этом так же призывает разносить танцпол и прыгать. Идеально подошёл электрохаус с его высокими частотами и резким, пилящим звучанием.

Одни за одним в электрохаусе стали появляться звёздные диджеи, которые звали на фиты известных певцов и захватывали чарты. Хаус окончательно перешёл в эпоху диджеев-суперзвёзд: Дэвид Гетта, Стив Аоки, Кэлвин Харрис, Deadmau5 сами по себе привлекали внимание.

В начале десятых новое прочтение получил прогрессивный хаус, который появился ещё в девяностые. Раньше так называли музыку с многочисленными партиями инструментов и сложной структурой песен. Но теперь так стала называться музыка стадионного формата с высоким звучанием, духоподъёмными и эпичными мелодиями и частым использованием вокала. Особенно этот стиль прижился в Скандинавии, откуда пришли Авичи и Swedish House Mafia.

Переосмысление получил и более старый поджанр — появившийся ещё в восьмидесятые дип-хаус. Раньше так называли стиль с использованием живых инструментов, чувственным соул-вокалом, влиянием джаза и эмбиента. В наши дни дип-хаус — это синтезаторная музыка с глубоким звучанием. Причём он бывает как андерграудный, более медитативный и без вокала, так и попсовый, с куплетами и припевами. Британский дуэт Disclosure продвинул его в мейнстрим, и затем он иногда заскакивал в чарты в песнях Clean Bandit, Джесс Глинн.

В начале двадцатых в поп-музыке всё чаще стала проявляться ностальгия по девяностым, так что звёзды всё чаще начали обращаться к материалу тех лет и переосмыслять его. Один из самых ярких синглов 2024-го — «Yes, And?» Арианы Гранде, прогревавший её альбом Eternal Sunshine, выполнен с явной оглядкой на Vogue Мадонны. А в 2022-м Бейонсе выпустила альбом Renassaince, вдохновлённый старым хаусом. Сингл Break My Soul — в чистом виде дива-хаус года так из 1989-го.

Как танцевать хаус?

В восьмидесятые сформировался характерный для хауса танец. Конечно, никакой спланированной хореографии в нём нет — людям в клубах не до этого. Хаус состоит из трёх базовых стилей, включающих отдельные элементы, и все эти стили и элементы обычно свободно перемешиваются по ходу. Импровизация обычно зависит не только от желания самого танцора, но и его взаимодействия с окружением. Часто на баттлах танцоры, стоящие друг против друга, начинают повторять движения за соперником, желая и поддержать, и сделать лучше, чем противник. В ход идут динамичные движения тела, пружинистые толчки ногами, своеобразный кач корпусом. Широкие, энергичные движения исполняются под короткие замедляющиеся, а затем ускоряющиеся фрагменты хауса.

В хаус-танце можно выделить подстили:

  • Джекинг — работа всего тела, быстрое перемещение корпуса, начинающееся с движения таза. Туловище раскачивается вперёд-назад и напоминает волну. Хаус отличается быстрым темпом, поэтому при помощи джекинга танцор формирует индивидуальную схему движений, впоследствии определяя характер танца и насыщая его пластикой.
  • Футворк — быстрые движения ног, вдохновлённые африканскими танцами, чечёткой и классическим джазом. Танцоры могут использовать футворк или для попадания в бит, или для создания собственного ритмического рисунка.
  • Лофтинг — работа в нижних уровнях, сплав нижнего брейка и акробатики. В отличие от нижнего брейка в хип-хопе, лофтинг более мягкий и плавный. Одно из основных движений — дайв, движение к полу, похожее на нырки в воду.
Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована